Дело не в проверках и контроле, а в совместной работе

Виктор РЯБОВ, ректор Московского городского педагогического университета:

- Дело, на мой взгляд, не только в каких-то контрольных функциях, не в проверках, а в работе по существу, в организации совместной работы с органами управления образованием. Тут область применения опыта и знаний членов Общественной палаты очень широка. Например, по заданию Правительства Москвы и Департамента образования МГПУ ежегодно проводит мониторинг общественного мнения учащихся, студентов, преподавателей, руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием, выясняя их отношение к ситуации в образовании. По существу, при этом идет общественно-государственная аттестация того или иного образовательного учреждения, и каждая организация, в которой проводятся опросы, получает довольно объективную информацию о мнениях всех категорий, всех сторон образовательного процесса. Мне кажется, в определении уровня и качества образования обойтись просто шкалами оценки со стороны управленческих структур просто невозможно, поэтому к этому нужно подключать все многообразие заинтересованных лиц в системе образования.

В ходе выполнения национального проекта «Образование» мы проводим экспертизу. 80 человек из числа профессоров и преподавателей проводят экспертизу всех материалов, которые представляются для участия в конкурсе инновационных образовательных учреждений и лучших учителей. Эта работа имеет общественный характер, и мне кажется, что к этому нужно привлечь и каждого члена Общественной палаты по образованию, так как это очень важный аспект работы, и как общественная организация палата вполне вправе заниматься этим делом.

Сегодня мы с января 2008 года будем находиться вне рамок программы традиционной программы «Столичное образование», так как взят тайм-аут для более глубокой проработки проблем, создания программы «Столичное образвоание-5» и принятия ее в 2008 году. Мне кажется, было бы целесообразным на одном из заседаний Общественной палаты рассмотреть рабочий вариант программы. Внести определенные коррективы и принять рекомендации Правительству Москвы о принятии этой программы.

Мне кажется, что в ходе законотворческой деятельности нас надо чаще привлекать к работе комиссий Московской городской Думы, особенно Комиссии по науке и образованию, для подготовки тех или иных законодательных инициатив.

Несколько лет мы осуществляли интересный проект, который завершается в ближайшие два года. Это обучение в наших городских вузах (а в Москве 10 вузов, учрежденных решением Правительства Москвы) студентов из стран СНГ. Эти студенты, как правило, люди необеспеченные, Правительство Москвы, взяв на себя заботу о них, финансирует проект. Мы испытывали поначалу трудности с общежитиями, но благодаря Правительству Москвы и Департаменту образования педагогические вузы получили небольшое общежитие и могли бы работать дальше, но, к сожалению, этот проект заканчивается. Мне кажется, к этому нужно вернуться, так как это мощный рычаг воздействия на ситуацию в молодежной среде в странах СНГ. В рамках сотрудничества Правительства Москвы с другими регионами мы могли бы осуществлять этот проект и дальше.

Профессиональному образованию нужны современные законы

Вера КАЛГАШКИНА, председатель городского Совета ветеранов педагогического труда:

- Какие проблемы мы должны решать? Во-первых, как мне кажется, мы должны помочь развитию городской системы профессионального образования. Недавно было принято решение Правительства Москвы, мы его обсудили на Совете ветеранов педагогического труда, и у нас, естественно, возникло много предложений. Первое - о подготовке кадров для системы профессионального образования. Средний возраст московского мастера производственного обучения - 55 лет, в любом колледже есть определенная группа таких мастеров, но все дело в том, что мастер «золотые руки» знает часть новых технологий, и в таком возрасте ему трудно их осваивать, нужны молодые кадры.

Вторая проблема состоит в том, что на современном этапе наша московская молодежь (да и российская тоже) - уже другая молодежь. Это не молодежь 90-х годов, у которой был определенный нигилизм, которая считала, что лучше работать за границей, чем в России. Мы очень часто встречаемся с ребятами, сейчас они другие, они многое уже осознали, у них уже совсем другое отношение к своей стране, к своему городу, к своему учебному заведению. Мне кажется, нашей Общественной палате надо больше внимания уделять проблемам современной молодежи, особенно находящейся в подростковом возрасте. Им очень сложно ориентироваться в нынешней непростой жизни.

Третья проблема - отсутствие законов, которые бы позволяли нашим предпринимателям оказывать определенную помощь системе подготовки рабочих кадров. Думаю, те члены Общественной палаты, которые представляют систему профессионального образования, смогут поработать в этом направлении.

Учитель до конца своей жизни учитель. Это у него в крови, какого возраста он бы ни достиг, он продолжает свою работу. Учителя сейчас члены городской комиссии по присуждению грантов Москвы лучшим учителям города, что удивительно, самые объективные эксперты, оценивающие работу учителей, - это ветераны. Ветераны работают еще в детских реабилитационных центрах, где ребятишек собирает ГУВД, и работают довольно успешно с самыми трудными ребятами.

Удивительно, но городской Совет ветеранов педагогического труда работает в тесном контакте с городским Советом молодых учителей, а диалог всегда полезен и для ветеранов, и для молодых учителей.

Иногда все решает одна поправка

Зинаида ДРАГУНКИНА, член Совета Федерации РФ от Москвы:

- От всех нас, членов Общественной палаты, зависит то, будут ли к нашему голосу прислушиваться. Как начнем работать, так все и будет. Нормы работы Общественной палаты даже при огромном приложенном труде не позволят что-то менять, когда законопроекты прошли предусмотренные процедуры рассмотрения. Идеально можно внедряться в работу на первых ее этапах. Работать нужно, потому что порой даже одна поправка может изменить весь ход рассмотрения законопроекта.

Не нужно бояться ставить чиновников на место

Алла ГРЯЗНОВА, президент Финансовой академии при Правительстве РФ, председатель Общественного совета Рособразования:

- Конечно, Общественная палата - большое дело, элемент гражданского общества, и, я думаю, Москва может внести в работу всех общественных палат очень серьезный вклад.

Поскольку мы Общественная палата по образованию, думаю, прежде всего мы должны ставить вопрос о качестве образования. Мы на Руси привыкли очень часто бить себя в грудь и кричать, что у нас то плохо, другое. Один пример: МГУ задался целью посмотреть, как у нас идет подготовка, и для начала были взяты такие параметры: подготовка по математике, физике, химии, биологии и по другим предметам. С помощью 45 ученых, которые работают в самых престижных университетах за рубежом, решено было провести анализ учебных планов, программ, стандартов. В результате ученые пришли к выводу, что ни в одном из самых продвинутых и престижных зарубежных вузов нет такой программы по объему материала, как в МГУ, по всем этим предметам. Две трети - максимум того, что есть в программах зарубежных вузов. Поэтому нам есть что развивать дальше. Реальный анализ качества образования, реальные направления улучшения этого качества, определенный мониторинг крайне необходимы. Мне кажется, Общественная палата по образованию могла бы внести свой вклад.

Думаю, что Общественная палата может высказывать свои мнения и суждения, отстаивать их, они могут совпадать, а могут и не совпадать, но если не совпадать, значит, надо убедиться, почему это так. Может быть, неправы мы, а может быть, неправы те, кто выдвигал от имени Правительства Москвы и других организаций разные предложения, но всегда нужно находить консенсус на базе лучших решений. Это реально, возможно, полезно.

Однажды я сидела на заседании Общественной палаты РФ рядом с корреспондентом, и он говорил: «Что же стало с нашим обществом? Понимаете, чиновники (особенно высокого ранга) настолько привыкли, что им в рот смотрят их замы, подчиненные, что говорят глупости, все это понимают, но все равно их поддерживают, поддакивают. Я приведу вам пример, чтобы вы не думали, что я говорю просто так. Один человек очень высокого ранга говорит: «Надо принять решение по садоводческим хозяйствам - в три дня нужно обзвонить всех и сообщить им об этом». Проходит три дня, и чиновнику докладывают: в садовых товариществах ни у кого нет телефонов. Как, говорит чиновник, что за безобразие, давайте срочно проведем телефонизацию садовых товариществ. Программа стоит 18 миллионов долларов, ее готовят. Я, говорит журналист, сижу и думаю, что это за безобразие: все кивают, все соглашаются потратить на программу 18 миллионов долларов. Тут я встаю и говорю: «Программа, может быть, и была очень хорошей, но в начале XX века, а сегодня, когда у всех мобильные телефоны, она, наверное, не нужна». Тут главный чиновник посмотрел на меня и говорит, что ведь это действительно правда». «Так что, - подводит итоги журналист,- я от имени Общественной палаты сохранил для страны 18 миллионов долларов!» Думаю, наша палата не должна бояться говорить чиновникам в лицо, что те иногда говорят глупости.

Толерантного гражданина нужно воспитывать с детского сада

Хуршеда ХАМРАКУЛОВА, доцент Высшей школы экономики, член президиума Межнационального

консультационного

совета при Правительстве Москвы:

- Создание Общественной палаты по образованию - дело величайшей важности. Хочу обратить внимание на очень важный не только для Москвы, но и для всей России вопрос об этнокультурном просвещении московских школьников на всех уровнях. От того, как мы сегодня с ними работаем (включая, конечно, Департамент образования), как выполняем программы образования для мигрантов и другие, от того, что все-таки выполнение таких работ в известной степени остается формальным, зависят отношения в обществе. Мы должны обратить внимание на этот актуальнейший вопрос, потому что он охватывает всю нашу жизнь и сейчас, и даже в перспективе. Мы уже пятнадцать лет говорим о том, что нам нужен межнациональный мир, что нам нужно межнациональное согласие, что мы должны преодолеть ксенофобию, кое-что удалось реализовать в этой области, но мы хотим добиться большего, и это возможно. Мне кажется, что воспитание ребенка нужно начинать пока он еще маленький, пока он поддается нашему воздействию, пока из него можно воспитать полноценного и толерантного гражданина.