В детском доме-школе Отрадного живут и учатся дети. Чьих-то родителей государство лишило своих прав на любовь и опеку из-за того, что взрослые представляли угрозу для своих малышей. У кого-то из ребят родных попросту нет. Кто-то из живущих здесь одарен необыкновенными талантами. Кто-то болен и нуждается в усиленном внимании.

Здесь существует служба ранней диагностики и коррекции развития детей от рождения и до 3 лет. Проводятся логопедические занятия, занятия с дефектологом и психологом, занятия развивающие психомоторику и сенсорные процессы, уроки ритмики в 1-4-х классах, уроки по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в начальной школе, социально-бытовой ориентировки в средней, внеклассные занятия для всех. Врач-невропатолог, психолог, логопед, дефектолог совместно проводят комплексное обследование развития ребенка.

Большое внимание в комплексе детский дом-школа уделяют профессиональной подготовке воспитанников. Ребята осваивают штукатурно-малярное дело, растениеводство и декоративное цветоводство, проходят подготовку младшего обслуживающего персонала, постигают швейное дело.

Насыщенна жизнь обычных детей: секция самбо, хореография, пластика, футбол. Кукольный театр для улучшения настроения и развития воображения. Тренажеры для укрепления мышц и поднятия тонуса. Множество свежих идей, чтобы заявить о себе на окружной ярмарке социально-педагогических проектов и воспитательных технологий.

У комплекса детский дом-школа два здания. В настоящее время в первом функционируют 7 групп, из которых 3 - традиционные группы, а 4 - семейного типа. Во втором все десять групп собраны по традиционному типу.

23 ребенка расходятся по домам, остальные ночуют здесь. В семейных группах проживают в среднем 10-12 детей разного возраста и пола. Предпочтение отдается воспитанникам, имеющим братьев и сестер. Мальчишки и девчонки разного возраста живут в нескольких квартирах. В них есть комнаты для сна, большая гостиная, кухня, душ. Обычные квартиры, где делают уроки и смотрят телевизор, пекут пироги и укладывают спать кукол.

В каждой квартире складывается своя традиция. На день рождения именинник приглашает тех, кого действительно хотел бы видеть. Одноклассники и друзья из другой квартиры, приятели из спортивной секции и взрослые, которые ближе родных...

Здоровые дети ходят в городские школы, относятся к ним там хорошо, с пониманием. Те, кому тяжело осваивать программу их сверстников, остаются в учебных классах на месте. И в том и другом случаях в детском доме-школе Отрадного ребята получают знания и навыки, и не только. Ребятам важно разобраться в том, что такое настоящая жизнь, подготовиться к ней. Воспитанники отрадненского детского дома не знают о негативных проявлениях действительности, о грубости и жестокости окружающих. Порой, повзрослев и обретя иного квалифицированного поводыря в мире познания, они прибегают сюда, домой, с невинными бытовыми вопросами и просьбами.

Проблема выпускников детских домов именно в том и заключается, они не знают, какова реальная жизнь. Их кормят, даже учат готовить, шить и мастерить, их одевают, они гоняют на картингах, занимаются стрельбой, играют в хоккей. Здесь же на месте проходят медицинское обследование и получают наилучшую профилактику - и витаминную, и терапевтическую. По сути, они живут не хуже многих домашних детей. Ездят в Анапу на соревнования по самбо, играют в футбол в Краснодаре и обязательно отдыхают в оздоровительных лагерях Самарской области летом. Но у этих детей нет главного. Они не в состоянии попробовать жизнь на зубок.

Семья - это даже не территория каких-то особых отношений, какой-то особой любви. В некоторых случаях в отчем доме ребенок получает даже меньше заботы и ласки, нежели здесь. Семья - это подготовка к реальности, это жизнь со всеми ее шероховатостями и всплеском эмоций. Семья - это возможность испытать все самому, научиться на собственных ошибках стать взрослым и адекватным миру. А детский дом - это хорошо оборудованный сосуд, где, даже приобщая ребенка к жизненным ситуациям, нутром постичь полноту бытия невозможно.

Иногда кого-то из детей забирают на каникулы родственники. Директор детского дома-школы Анатолий Рябов отмечает: администрация детского дома только рада, когда у ребят появляется возможность побывать в нормальной семье. Поэтому огромная работа коллектива направлена на то, чтобы подарить такой шанс как можно большему количеству воспитанников. И еще здесь очень хотят, чтобы у каждого были свои мама и папа. Бывает действительно и такое, что одумавшаяся мать возвращает себе права на ребенка. В прошлом году одну такую блудную мать суд в правах восстановил. Как ни крути, они ой как нужны своим детям! Над пятерыми оформили патронат, одного отдали в приемную семью - конечно, патронатное воспитание горячо приветствуется и поощряется, но мечта остается, мечта о том, чтобы каждый ребенок нашел себе родителей не на время, а навсегда.