Ясность - вежливость управленца

Возникновение Отрадного связано с открытием в 1952 году залежей нефти и газа в Мухановском месторождении. Свое название город унаследовал от десятидворного села Отрадное, которое появилось здесь в начале двадцатых годов прошлого столетия. Бурное развитие нефтяной и газовой промышленности привело к преобразованию в 1956-м рабочего поселка в город областного подчинения. Городской округ Отрадный расположен в ста километрах к востоку от Самары. С северо-востока на юго-запад по нему течет река Большой Кинель, составляющая бассейна Волги. Территория города занимает 27,8 квадратных километров, численность его населения - 50 тысяч человек. Глава Отрадного Нина ВИШНЯКОВА любит этот уютный зеленый городок нефтяников, ей кажется, здесь живут самые лучшие на свете люди. Возможно, так оно и есть.

- Нина Михайловна, у вас с Отрадненским территориальным управлением Министерства образования и науки Самарской области сложились уникальные взаимоотношения. По какой схеме происходит сотрудничество между администрацией городского округа и организацией, занимающейся выстраиванием образовательной политики на пространстве, объединившем целых три муниципальных субъекта?

- В нашем регионе есть соглашение между губернатором и главами, которое регулирует наши взаимоотношения в области образования. В нем обозначен четкий спектр полномочий всех участников инновационного процесса. Когда все так досконально прописано и каждый знает, за что отвечает, выстраивать отношения друг с другом гораздо легче. Нет опасности, что у одного руля столкнутся два штурмана с диаметрально противоположными мнениями. Ясно, как прокладывать курс и как организовать управленческую политику. А о том, что осталось нерегламентированным, договориться можно всегда. Не скрою, мы беспокоились, когда создавались округа: как это будет? Особенно волновались учителя, многие были противниками изменений. Мы ведь в России были первыми в этом эксперименте. Я вошла в рабочую группу Ефима Яковлевича Когана, которая разрабатывала документы. Мы старались разделить ответственность так, чтобы любой функцией занимался специалист. И в данном случае каждый - и муниципалитет, и орган управления образованием - находит свою нишу в комплексе образовательных задач.

- А не сложно было перестраиваться? Нужна была какая-то особая подготовка, или вы прислушивались к голосу сердца?

- Сейчас это уже забылось! Но я внутренне сопротивлялась. Ефим Яковлевич Коган, человек мудрый, вовлек меня в подготовительную работу. Мы договорились, что центр округа будет в Отрадном, а Владимир Иванович Гусаров, в то время работавший в Кинель-Черкасском районе, будет возглавлять его. Все субъекты округа в одинаковом положении, живем рядом. Пока готовились, проблем много было, когда же начали работать, человеческие отношения снивелировали многие противоречия. Во-первых, проявился богатый потенциал руководителя округа. Его желание внести новое, добиваться успехов, сотрудничать, чтобы результаты были заметнее.

Мы сообща отрабатываем те направления, на которых базируются принципы нашей образовательной политики. Мы в городе учредили свои гранты, аналогичные президентским, но при этом учитываем запросы нашего муниципалитета. Количество медалистов и победителей олимпиад - сфера ответственности Владимира Ивановича Гусарова как руководителя Отрадненского территориального управления Министерства образования и науки Самарской области. Вот он за эти показатели отвечает, можно сказать, даже болеет этим, этим живет. Нам же важнее, насколько активными и компетентными будут наши жители, граждане, вырастающие из сегодняшних школьников. Нас волнует здоровье детей, их взаимоотношения с родителями, чем занимается наша юная поросль после уроков, что ее интересует сегодня. В положении о грантах мы прописали все достаточно подробно: цели конкурсов и критерии для получения премии главы городского округа. Например, мы не обходим стороной состояние имущества в школе. Вроде бы этот материальный показатель - частность, однако он говорит о том, как ребята относятся к окружающим их вещам, берегут их. Раз ученики стараются сохранить и облагородить интерьер своего «второго дома», значит, они его по-настоящему любят. Благоустройство и санитарное состояние пришкольной территории, уход за спортивной площадкой, здоровье учащихся, охват горячим питанием, оснащение медкабинета, санитарно-профилактическая работа - это один блок. Второй - обеспечение ребят широким спектром занятий по интересам в школьных кружках и секциях в учреждениях дополнительного образования. Как учреждение заботится, чтобы летом наши девочки и мальчики смогли хорошо отдохнуть, поправить здоровье, при желании поработать в трудовых бригадах, тоже учитывается в конкурсе. Мы награждаем тех, кто достоин считаться самым лучшим дошкольным учреждением и самой лучшей школой.

У наших школ есть, как и десятилетия назад, шефы, они ремонтируют спортзалы, покупают краску, подарки, возят ребят на экскурсии. На сегодняшний день налажены очень хорошие контакты с нашими руководителями предприятий. Они всегда находят возможность сделать то, что очень необходимо сделать для школы. Через управляющие и попечительские советы, совет общественности предприятия участвуют в ее жизни. Школы же проводят на предприятиях родительский всеобуч, помогают шефам убирать город на субботниках. А мы анализируем их совместную работу, когда принимаем учебные заведения к новому учебному году

- Вашей совместной работе пошел шестой год, но ведь наверняка не обошлось без совместных притирок, хотя бы поначалу?

- Конечно, мы не сразу поняли, как работать в новых условиях, пытались спорить: кто должен приобрести учебные пособия, кто мебель? В округе вообще все происходит иначе.

Нынешнее управление образования вобрало в себя возможности всех территорий округа. Знаете, это как включение фонтана: все вдруг забурлило, заискрилось. Смотрим, наши директора, которые работали размеренно так, спокойно, совершенно изменились. У них появились карьерные устремления, каждый захотел стать первым. И в управлении тут же разрабатывается система рейтинга, беспристрастно оценивающая уровень развития и результаты учреждений. Это, скажу я вам, высший пилотаж, считаю, что рейтинг - наиболее важное достижение нашего округа. Он стал огромным стимулом для развития и учреждений, и личностей.

А наши августовские педсоветы! Обсуждение заданной темы - это настоящее действо, во время которого происходит самый беспощаднейший анализ, не случайно эти собрания вызывают столь живой интерес и у педагогов, и у управленцев. Никто не выступает по бумажкам. Каждый раз новая тема, новая проблема. Невозможно передать радость тех, кого назвали лучшим по итогам рейтинга, и передать невозможно!

- Вы частый гость августовских педсоветов?

- Это событие я пропустить не могу. Да и школы посещаю нередко. У меня бывают совещания с директорами и заведующими детскими садами. Не часто, мы считаем, не надо срывать их с места на большое количество заседаний, но предоставить возможность высказать, что у них назрело, они должны иметь. Поэтому мы и встречаемся, чтобы узнать, какие у них возникли хозяйственные проблемы, нет ли трудностей в других сферах, обсуждаем новые проекты. А больше всего я люблю встречаться с нашими учителями на ярмарке социально-педагогических инноваций. Она уже достигла всероссийского и международного уровня, и я горжусь, что она проходит в Отрадном. Это здорово, что наши педагоги получают доступ к огромным пластам опыта, что дает возможность их собственного развития. Помню, как раньше трудно было найти какие-нибудь новые методические разработки, новизну в устоявшейся системе преподавания. Теперь люди с радостью показывают свои инновации, обогащают своим опытом других. На ярмарке педагоги имеют возможность получить оценку своего интеллектуального труда в денежном эквиваленте.

Когда мы в Отрадном открыли Санкт-Петербургский класс, оказалось, что мы сделали новый виток в освоении образовательных технологий. И теперь даже общение с ректорами вузов Москвы и Санкт-Петербурга доступно нашим детям. А педагоги Отрадного в какие только страны ни ездили, изучая зарубежную систему образования. Считаю, что с созданием округа в Отрадном произошли качественные изменения в образовании. Уровень управления тоже другой: мне кажется, он совершенно не бюрократический, я бы сказала, демократичный, способствующий развитию творчества и управленцев, и педагогов.