Государственная система образования порой страдает от излишней затеоретизированности, что снижает объективность образовательного процесса, и как следствие - конкурентоспособность выпускников вузов. При центре была создана молодежная школа бизнеса, которая позволяет восполнить пробелы традиционной системы образования, связанные с недостатком практических знаний. Она наряду с хореографией и школой раннего развития стала одним из приоритетных направлений центра. Говорит его директор Денис Боярский:

- Школа позволяет раскрыть свой потенциал в области бизнеса по различным областям науки и техники и профессионально сориентироваться. Здесь мы больше рассчитываем на восьмые - одиннадцатые классы, чтобы ориентировать детей для выбора будущей специальности и профессии. Идет тесное взаимоотношение между нашей школой, вузами и будущими работодателями. Идея школы восходит к Таллинской школе менеджеров. Разрабатывал ее довольно известный экономист Владимир Тарасов. Московская молодежная школа бизнеса пошла немного по другому направлению в отличие от таллинцев. Если таллинцы в основном занимаются со студентами, то молодежная школа бизнеса рассчитана на молодых людей, которые уже получили высшее образование, но на данный момент либо не имеют работы и не могут определиться с ее выбором, либо это, скажем так, корпоративные клиенты, либо молодой менеджерский состав, на который делается ставка. Мы разработали совершенно другую программу и сделали ставку именно на профориентацию старшеклассников. Вы знаете: многие дети поступают в вузы либо по указанию родителей, либо идут за знакомыми, за товарищами из коллективного чувства. Мировое сообщество тратит сотни миллиардов на обучение в вузах, но огромный процент будущих специалистов мы теряем. Либо ребенок понимает, что выбрал не то направление, либо он осознает, что специальность его не прокормит, либо она ему просто неинтересна. Профориентация со школьной скамьи позволяет ребенку четко осмыслить выбор профессии, понять, с чем ему придется столкнуться еще в вузе и определиться с будущим местом работы, с заработной платой. Школа проводит трех- и девятидневные бизнес-лагеря, организует курсы. Мы также занимаемся со студентами первого-второго курсов - контингентом, который еще недостаточно определился с будущей профессией.

...Ситуация, сложившаяся в последнее время в дополнительном образовании, требует кардинальных изменений, потому что разрозненность учреждений и узость их направлений привела к тому, что очень сложно и руководителям, и бюджету финансировать и развивать учреждения, когда их много. При этом каждый тянет одеяло на себя. Одно дело, когда все централизованно, другое - когда разрозненно. Путем реорганизации, объединения учреждений по своим направлениям в Астрахани был создан крупный ресурсный центр в системе дополнительного образования, который и будет инвестироваться. Хорошо еще и то, что законом разрешено оказывать платные услуги.

- Нужно уходить от узости направлений, от разрозненных кружков, что и позволяет сделать ресурсный центр, - продолжает Денис Боярский. - Простой пример. Речное направление, занятия детей на шлюпках, лоция, знаки на воде, штурманское, гребное дело. Это узкое направление, связанное с речным и морским транспортом. Существует, кроме того, и туристическое направление: непосредственно туризм, скалолазание, спелеология, краеведение. Объединив два направления, получаем одно общее. Вот приходит ребенок. Он учится не только разбивать палатку, но и водить шлюпку, каноэ, постигает азы лоции.

Несколько слов о других областных учреждениях дополнительного образования.

Центр детского научно-технического творчества. Здесь в творческих объединениях электрифицированной игрушки ребята делают игры и игрушки, которые двигаются, пищат, свистят, мигают, светятся. Ежегодно проходят летние тематические смены «Творческая регата» и «Одаренные дети». В этих сменах реализуются два педагогических проекта, поэтому состав участников достаточно разнообразен: победители и участники областных и всероссийских соревнований, воспитанники творческих объединений, победители областных олимпиад по различным общеобразовательным предметам. В центре научно-технического творчества и его творческих объединениях дети учатся делать модели самолетов, ракет, машин, космических кораблей, фотографировать и снимать кино, работать на станках.

Эколого-биологический центр - это образцовый учебно-опытный участок с фруктовым садом, участками овощеводства и грунтового цветоводства. Есть дендрарий, где акклиматизировано более тридцати видов деревьев и кустарников со всей территории России, плодово-ягодный питомник. Работает фермерское подворье с козами, кроликами, верблюдом, домашними птицами. При центре действует конноспортивный клуб, клуб служебного и декоративного собаководства. Центр дает возможность вести наблюдения и практические исследования, научиться содержать животных и растения, готовить поделки из природных материалов, углубить знания по биологии, экологии и медицине.

В областном Центре развития творчества детей и молодежи образовательно-воспитательный процесс реализуется по нескольким направлениям - от художественно-эстетического до научно-технического. Действует школа раннего развития, народных ремесел и другие.