- Реструктуризация - давно назревшая необходимость, - считает Яков Николаевич. - Основная проблема здесь, конечно же, демографическая. Доходило до того, что в некоторых сельских школах в параллельных классах обучалось несколько школьников. Этот факт приводил к размазыванию финансовых и образовательных ресурсов. Еще одна проблема в том, что в малокомплектных сельских школах многие учителя вынуждены совмещать несколько предметов. Тогда ни о каком качестве образования не может быть и речи. Следующая причина реструктуризации - недостаточная социализация личности выпускника. Если ребенок учится в малокомплектном классе, то у него меньше возможности для гармоничного развития.

Реструктуризация сети общеобразовательных школ стала одним из путей решения вышеназванных проблем.

- Реструктуризация наиболее приемлема в сельской местности, где организуется подвоз детей, - продолжает первый заместитель министра. - Ресурсный центр, или базовая школа, куда подвозятся ученики, в первую очередь должна предоставлять качественные образовательные услуги. Что под этим подразумевается? Если рассматривать качество образования с точки зрения количества медалистов и отличников, то это далеко не самый важный показатель. Человек может учиться на тройки и стать достойным гражданином нашей страны. В конце концов не все великие ученые раскрывали в школе свой талант. Так вот, качество образования мы рассматриваем с другой точки зрения. Качество - это соответствие запросов к тому продукту, который выдает система образования. А запросы, как известно, у государства, общества, родителей и детей различные. В базовой школе должны быть организованы безопасность детей, условия для сохранения их здоровья.

Мы провели рейтинг школ, определили те общеобразовательные учреждения, которые могли бы стать теми точками, куда можно стягивать образовательные ресурсы. В каждом муниципалитете разработали специальные карты, которые показывают четкую картину реструктуризации и выделяют ресурсные центры. Немаловажная проблема - состояние дорог. Наш регион очень специфичен в географическом плане, две трети территории составляет степная зона, и одна треть расположена в разветвленной дельте Волги. В степной зоне села, как правило, расположены по двум берегам реки и соединены автомобильными дорогами. В дельтовой зоне другая проблема. Дельта Волги иссечена десятками малых рек и протоков. В Астраханской области не редкость такие места, где из одного села в другое можно добраться только на пароме или на лодке. Ни тот, ни другой вариант нас не устраивает.

Все вышеперечисленные обстоятельства были учтены, также при создании ресурсных центров учитывались состояние школьных зданий, кадровый потенциал, традиции и другие аспекты. На первом этапе реструктуризации в регионе было шесть базовых школ в четырех муниципалитетах, а сегодня действуют 21. В базовых школах Астраханской области собран учебно-материальный ресурс для качественного обучения в первую очередь в старших классах. Для поступления в вуз сельские старшеклассники должны иметь такие же стартовые возможности, что и городские. На селе решается задача профильного обучения, каждый ученик должен иметь право выбора.

В городах Астраханской области проблема реструктуризации решается на уровне создавшейся конкурентной среды в сфере образования. Не секрет, что в любом регионе есть лучшие школы, куда родители хотят отдать своих детей и заранее заботятся о том, чтобы они там учились. А есть школы, в которые родители отдают детей просто по месту жительства. В лучшие школы вкладываются дополнительные ресурсы, чтобы образование стало еще более качественным. Кто-то скажет, что такая политика может привести к умиранию невостребованных школ. Но в системе образования, как и в других сферах, должна быть здоровая конкуренция. Только в этом случае будет прогресс.

Михаил ИВАНОВ