- Эта проблема для нас не новая, - говорит Елена Анатольевна. - В регионе проблемой оценки качества образования занимаются достаточно долго, актуальной темой для нас является компетентностный подход в обучении детей, который нельзя не учитывать. Система оценки качества образования, принятая в Астраханской области, как и аналогичные системы, развивающиеся в других регионах России, прежде всего основаны на лицензировании образовательных учреждений, их аккредитации, аттестации педагогических и руководящих работников, проведении единого государственного экзамена и аттестации выпускников 9-х классов, которую проводят межшкольные муниципальные экзаменационные комиссии. Всем этим процедурам мы уделяем самое пристальное внимание. Так, в эксперименте по введению единого государственного экзамена Астраханская область участвует с 2003 года. На этом направлении в регионе накоплен достаточно большой опыт. В нынешнем учебном году в школах Астраханской области ЕГЭ будет проводиться по девяти предметам, а в 2009 году, когда ЕГЭ станет обязательным для всех, экзамен охватит 13 школьных предметов.

По словам Елены Дудиной, региональный комплексный проект модернизации образования позволил все необходимые процедуры свести в единую систему. Это большое достижение, потому что теперь аттестация педагогов и аккредитация образовательных учреждений направлены на решение основной задачи - улучшение качества образования.

- Обеспечение качества образования является ключевым моментом в нашей работе, - продолжает Дудина. - Все процедуры направлены на увеличение его результативности, что увязывается с ростом заработной платы учителей. Еще одно из перспективных направлений - работа с общественностью, которая на сегодняшний день еще недостаточно активна. Тесное сотрудничество с местными средствами массовой информации позволило бросить зерна новаторства в умы людей, так или иначе связанных с образованием. Сегодня перед нами стоит задача - привлечь внимание широкой общественности не только к проблемам, но и к достижениям и инновациям, способствующим более высокому качеству образования.

В региональном центре мониторинга в образовании, который находится в небольшом старом здании, идет ремонт. Несмотря на это, все службы и специальные отделы центра работают, сотрудники обрабатывают самую последнюю информацию. В Астраханском центре мониторинга в образовании работают 27 специалистов.

- Наши основные функции - техническое сопровождение единого государственного экзамена и мониторинг, мы аккумулируем всю информацию, необходимую для принятия управленческих решений, - рассказывает директор центра Валерий РАЗУВАЕВ. - Наш центр занимается оценкой качества образования в регионе, проводит большое исследование состояния наркологической ситуации в среде старшеклассников и подростков. Посредством специального анкетирования создается социальный портрет выпускника школы. Изучаются социальные эффекты всех процессов модернизации образования, отношение к ним учителей, родителей и детей. За последнее время разработана новая технология аккредитации образовательных учреждений и с сентября этого года введена новая модель аттестации педагогических работников. Аттестация состоит из открытых тестов и практической части. Главная задача новой формы - свести к минимуму влияние человеческого фактора на результаты аттестации. Для этого учеными одного из ведущих астраханских университетов создана специальная компьютерная программа.

Первый этап аттестации - экспертиза уровня квалификации и профессионализма руководителей и педагогов. Она проводится с помощью компьютерного обследования по индивидуальным программам соответствующего профиля и в форме квалификационного экзамена. Индивидуальные программы состоят из трех блоков: для руководящих работников - психолого-педагогического, организационно-управленческого и нормативно-правового; для учителей - психолого-педагогического, методического и организационно-правового. Каждый блок состоит из двух уровней: теоретического и практического. Время компьютерного обследования - 1 час 30 минут. Каждое задание имеет фиксированный балл. Руководитель или учитель из 50 теоретических номеров заданий выбирает «вслепую» любые 10 номеров тестовых заданий. Практическая часть представлена в форме задач, педагогических ситуаций, методических решений, развернутых ответов и разработок. Из десяти практических заданий аттестуемый педагог выбирает только два. На втором этапе проводится экспертиза результатов практической работы, представленных в методическом портфолио, которое свидетельствует о профессионализме, продуктивности и достижениях руководителя школы или педагога.

Существует и вариативная форма аттестации в виде устного экзамена. Аттестуемые получают компьютерные задания из профильных программ по тем же блокам. Устный экзамен сдается членам экспертной группы и длится один час. Чтобы максимально свести субъективные факторы, этот процесс протоколируется, возможна его аудио- или видеозапись.

По словам Валерия Разуваева, еще одно ноу-хау регионального центра мониторинга в образовании - воспитание гражданской активности. В оценке деятельности аттестуемых руководителей и педагогов учитывается мнение всех участников образовательного процесса путем анкетирования учителей, школьников и их родителей. Примечательно то, что эта процедура проводится управляющими советами, созданными в образовательных учреждениях Астраханской области. Результаты передаются в региональный центр мониторинга. Все материалы аккумулируются и направляются в главную аттестационную комиссию, где принимается решение о присвоении учителю высшей категории или о продлении ее действия.