Точнее, вырос из клуба графини Екатерины Дашковой. А параллельная структура для юношей появилась значительно позже, хотя идее ее создания уже более десяти лет. Годы ушли на то, чтобы идея обрела плоть и кровь, на поиск партнеров. Ими стали Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина (МГАУ) и Академия Федеральной пограничной службы (ныне Пограничная академия ФСБ России), предоставившая свою учебную базу. МГАУ взяла новую структуру под свое «крыло», а так как гуманитарный институт - женский, факультет назвали мужским экспериментальным. Объединены они под эгидой фонда «ГЖИЛКА».

«Инь» и «янь»

Появление наряду с «плехановским» институтом благородных девиц факультета «гусар» в стенах МГАУ руководитель фонда «ГЖИЛКА», директор Гуманитарного женского института при РЭА им. Г.В. Плеханова Валентина Шацкова объяснила просто и убедительно:

- Если есть женское обучение, обязательно должно быть рядом мужское, как «инь» и «янь» в китайском.

Десятилетиями педагоги и психологи бьют тревогу: мужчины становятся все более женственными, а женщины - мужеподобными. Заметно устремление к унисексуальному обществу, чреватому деградацией, разрушением естественных устоев человеческого бытия.

Недавно Госкомстат, подводя итоги Всероссийской переписи, выяснил, что женщин с высшим образованием сегодня в России больше, чем мужчин. Пожалуй, впервые за многие десятилетия. Это подтверждает, что сильная половина нашего общества теряет свои позиции, перекладывая трудности и ответственность на хрупкие женские плечи. А должно быть наоборот! Конечно, женщины способны занять лидирующие, господствующие позиции в обществе. Но станет ли от этого лучше? Ведь не женщина, а мужчина должен первым брать на себя и самую тяжкую ношу, и ответственность. Тем более в нынешнее нелегкое время, в нашей отнюдь не благополучной стране.

Мужчина и женщина - противоположные половинки единого целого. Их обучение и воспитание, педагогические подходы должны отличаться настолько, насколько различны природное предназначение, психология, мышление мужчин и женщин. Эти отличия требуют раздельного обучения юношей и девушек, различных подходов к формированию личности, ее потенциала.

В России давно потеряны традиции гусарства в лучшем смысле этого слова. Подлинных рыцарей! А ведь в истории нашего Отечества известны времена, когда множество российских мужчин становились не прообразами героя анекдотов поручика Ржевского, а подлинными рыцарями. Именно они спасали Россию от беды и делали ее благополучной, сильной, процветающей. И сегодня мужчины-гусары, рыцари очень нужны нашему обществу для оздоровления, избавления от разнообразных бед, социальных недугов.

Таких ребят мы и воспитываем. И девочек - достойными их. Ведь в любом деле мужской рационализм должен быть поддержан и окрашен духовным началом женщины.

Почему выбрали пограничников, когда решали, с кем воспитывать и образовывать юношей? Мужчина, даже если никогда в жизни не наденет военную форму, должен быть по-военному верным долгу и чести, волевым, спортивным. Так принято в обществе. Немалую роль сыграла и личность первого заместителя Академии погранслужбы генерал-лейтенанта Геннадия Семеновича Симухина. Он вернулся из Афганистана израненным настолько, что врачи запретили поднимать больше килограмма. А сегодня в свои пятьдесят лет активно занимается спортом, в проруби купается. Из деревенского мальчика вырос до военного руководителя, в котором сочетаются высокая общественная активность, образованность и духовность, колоссальная творческая энергия.

Пограничники обладают всеми теми качествами, которые необходимы мальчикам для превращения в настоящих мужчин-рыцарей. И жизнь доказала правильность этого выбора. Мы ни разу не пожалели о том, что выбрали в свои партнеры стражей границ - подлинных рыцарей в зеленых фуражках.

Сферы ответственности

Главные заботы о мужском экспериментальном факультете (МЭФ), как рассказал его декан, лежат на плечах руководителя фонда Валентины Шацковой, первого проректора Московского государственного агроинженерного университета Петра Кубрушко и первого заместителя начальника Пограничной академии ФСБ генерал-лейтенанта Геннадия Симухина.

Фонд на основе благотворительности определяет финансовую политику проекта - оплачивает МГАУ обучение, труд преподавателей, обеспечивает аренду помещений и т.п. Он взял на себя гуманизацию технического образования, привлек преподавателей из фонда и других учебных заведений, таких, как Российская академия государственной службы, Пограничная академия, Плеханова, московские авиационный и автодорожный, а также институт международных отношений.

Академия взяла на себя военную составляющую учебы, руководит военно-патриотическим воспитанием. Эта ее роль закреплена и в кадровом отношении. Полковник олег Щербина - начальник группы организации и функционирования учебно-методического объединения вузов Пограничной службы ФСБ России с разрешения командования по совместительству - декан мужского факультета МГАУ. К слову, он - потомственный офицер-авиатор, участник боевых действий на таджикско-афганской границе, кандидат наук, обладающий опытом командирской, научной и педагогической работы.

Университет, взяв мужской факультет под свою опеку, дает юношам престижную, востребованную на рынке труда специальность (прикладная информатика в менеджменте, управление международными автоперевозками) и диплом.

И колледж,

и университет

МГАУ располагает лицензией на образовательные услуги на уровне колледжа. Это позволило набирать студентов после 9-го класса и на подготовительном отделении давать профильное образование. А общее (среднее) образование учащиеся получают экстернатом. Кстати, по этой причине факультет разместился в столичной школе №603, в которой разрешен экстернат.

Примечательно, что в ряде случаев с подготовительного отделения начинают учебу и одиннадцатиклассники. Опыт показывает: они отстают от сверстников, пришедших на факультет после 9-го класса, прежде всего по блоку гуманитарных дисциплин. Даже родители, поначалу недовольные зачислением их сыновей-одиннадцатиклассников на подготовительное отделение, а не на первый курс, вскоре убеждаются в правильности такого подхода.

При поступлении юноши проходят тестирование, которое выявляет уровень интеллекта, знаний и способности. Учеба платная. Но оплата ниже себестоимости обучения в университете. Часть расходов покрывает фонд, с которым заключается договор. В женском институте ряд девушек учится за счет грантов фонда. В перспективе распространение этой практики на мужской факультет позволит принимать способных ребят из малообеспеченных слоев населения, семей военнослужащих.

Путь к высшему образованию занимает 6 лет. Программа предусматривает не только специальность, но и углубленное изучение иностранного языка, а также усиленную физподготовку, обеспечивает плавный переход от десятого класса к университетской учебе. Эксперимент позволил соединить в воспитании и обучении все лучшее из опыта вузов-партнеров в сочетании с гуманизацией технического образования, которой занимается фонд. Такого комплекса предметов, которые преподают юношам на факультете, нет ни в одном другом учебном заведении. Это философская антропология и стилистика, актерское мастерство и танец, мифология и этикет, психология личности и искусство общения. В стенах университета они изучают поэзию и творчество классиков прозы, занимаются художественным чтением и пением. Сами ребята считают, что для менеджеров, руководителей все это необходимо.

Факультет привлекает лучших наиболее опытных преподавателей ведущих столичных вузов, которые выстраивают учебный процесс творчески, так, чтобы «лепить» личности. В нем неразрывно связаны обучение и воспитание.

Господа офицеры

В МГАУ есть военные кафедры в составе военного факультета. Студенты получают не только гражданскую, но и военную специальность, а также удостоверение водителя категорий «B» и «C» и по окончании вуза становятся лейтенантами запаса. Появлению «собрата» вузовские военные обрадовались. Сложилось рациональное разделение функций. Мужской факультет дает военное воспитание, а военный - образование, военную специальность. В итоге, выпускник - офицер запаса не только знает технику, уставы, но и владеет командирскими навыками. Каждый студент за время учебы проходит командные должности от командира отделения до старшины курса, приобретает опыт несения службы.

Уклад жизни на мужском факультете армейский. Жесткий контроль посещаемости, карточки учета поощрений и взысканий. После трех взысканий подряд учащегося вызывают на заседание совета фонда или к руководству факультета и решают вопрос об отчислении. Все это дисциплинирует, воспитывает организованность, трудолюбие и ответственность, прививает культуру общения. И не случайно большинство юношей стараются оправдать годы учебы на факультете отличными достижениями. В числе лучших сегодня - студенты-второкурсники Роман Бабинец, Денис Мосин, Максим Сухотько, первокурсники Виктор Апатов, Александр Максимовский, на подготовительном - Антон Труфанов.

Хотя, по признанию полковника Щербины, главная цель - воспитать из студента факультета не профессионального военного, а настоящего мужчину. Ведь, чего греха таить, немало ребят приходят на мужской факультет с расчетом избежать армейской службы по призыву. Но за несколько лет благодаря системе воспитания, общению с офицерами-преподавателями, слушателями Пограничной академии эти настроения меняются на противоположные. Многие изъявляют желание служить в Погранвойсках, ФСБ, МЧС. И уж вполне естественным будет, если среди выпускников окажется меньше всего тех, кто пытался бы «косить» от призыва в армию.

Патриот, интеллектуал, профессионал

Первые итоги работы мужского экспериментального факультета, по мнению полковника Щербины, свидетельствуют, что путь выбран правильный. За 3 года факультет заявил о себе. Конкурс при поступлении на него растет. Несмотря на столь недолгий срок существования, на мой взгляд, факультет накопил весьма перспективный опыт.

Ныне много говорится о профильном обучении старшеклассников. МЭФ решает и эту проблему.

Федеральная программа реформирования военного образования, рассчитанная до 2010 г., предусматривает подготовку военных профессионалов по ряду специальностей в гражданских вузах. На мужском факультете соединением подготовки гражданского специалиста-менеджера и офицера запаса с воинским укладом жизни и военно-патриотическим воспитанием формируется одна из эффективных моделей решения и этой весьма непростой проблемы.

Возможно, в условиях, когда Вооруженные Силы и другие силовые структуры перейдут на добровольческий контрактный принцип комплектования, эта модель окажется особенно востребованной для подготовки мобилизационных резервов военных специалистов.

И все же главное видится в том, что эксперимент нацелен на создание эффективной модели формирования личности патриота и гражданина России, обладающего высокими интеллектом и профессионализмом.