Этим ребятам повезло родиться в своей стране. В Грузии, Таджикистане, Литве - не важно, главное, что это их страна, и жизнь, и будущую карьеру они в большинстве своем связывают лишь с этой землей. Большинству ребят нет еще и двадцати пяти, а значит, им повезло родиться в свое время. Когда есть свобода - и мыслей, и чувств, и выбора, и никто не заставит их снимать то кино, которое им неинтересно. Правда, нет денег и возможности получить качественное образование в легендарном ВГИКе или на Высших курсах сценаристов и режиссеров, чьими дипломами так гордятся кинематографисты старшего поколения, тоже нет. Где-то, конечно, развивается свое кинообразование - в Эстонии открыта Балтийская кино- и медиашкола, киевские студии славятся выпускниками Университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого, работает Академия искусств в Минске и Университет театра и кино в Тбилиси. Но все это замкнутые пространства, где есть теория, но нет уже той практики общения, совместных работ, практического размаха, которым славился тот же ВГИК - кузница всесоюзных талантов. Поэтому киношкола, задуманная в недрах Конфедерации Союзов кинематографистов, - пожалуй, одна из немногих возможностей для дебютантов и мир посмотреть, и друг с другом познакомиться, и мэтров послушать.

Мэтры - профессорско-преподавательский состав киношколы - все как один опытные профессионалы-практики, много чего на своем веку повидавшие, им было что рассказать и чем поделиться. Курс режиссуры читали сразу два мастера - Валерий Ахадов («Кто поедет в Трусковец») и Юсуп Разыков («Оратор», «Беглянки»). Тщательно, по косточкам, но очень уважительно разбирали те дебютные работы, которые их молодые коллеги привезли с собой, подмечали достоинства, указывали на недостатки. Буквально на пальцах, не гнушаясь деталями и подробностями, объясняли, как лично они снимают кино, на что в первую очередь обращают внимание, как работают с артистами. Одним словом, каждому слушателю подарили свою собственную азбуку, где каждая, даже, казалось бы, незначительная, мелочь играет на результат. А результат этот для всех един - зрители в зале.

Мастерскую драматургов возглавил Павел Финн («Московская сага», «Леди Макбет Мценского уезда», «Новогодние приключения Вити и Маши»). Здесь тоже была своя азбука и свои обсуждения, размышления о том, чем отличается обычная проза от сценария, как избежать банальности и вторичности, как защитить свою идею и к концу съемок вдрызг не рассориться с режиссером.

Больше всего педагогов сменилось в классе продюсеров. Глава форума Рустам Ибрагимбеков, автор сценария картин «Белое солнце пустыни», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем», Александр Атанесян («Сволочи»), Игорь Каленов («Солнце», «Полумгла») объясняли, что продюсер - это не мешок с деньгами и не администратор, это человек, умеющий считать на двадцать, тридцать, сто шагов вперед. Он должен развивать в себе не только вкус, но и чутье, безошибочно подсказывающее, какая картина «выстрелит», а какая навсегда ляжет на полку и принесет своим создателям убытки, а зрителям - одно лишь разочарование. И главное, как нащупать ту грань, где заканчивается искусство и начинается холодная индустрия.

С секцией молодых критиков работали киновед Ирина Павлова, куратор российских программ Московского международного кинофестиваля и искусствовед Лев Аннинский. Чтобы однажды стать профессиональным критиком, мало, оказывается, жонглировать понятиями «нравится» - «не нравится». Более того, этих определений в словаре профессионала вообще быть не должно. Хороший критик разбирается и в режиссуре, и в операторском, и в актерском мастерстве. Он должен с первых кадров улавливать идею и замысел автора, методы их воплощения. И делать корректные выводы с позиций «получилось» - «не получилось».

Как только «звенел звонок» с последнего урока, возбужденная толпа слушателей киношколы перетекала в огромный зрительный зал Госфильмофонда, где начинались показы фильмов, снятых молодыми режиссерами. О чем снимает свое кино «поколение независимости»? Вы, может, удивитесь, но все о том же - о любви. Но каждая картина со всеми своими неровностями, недочетами и вспышками яркого таланта окрашена своим местным колоритом. «Таксист» украинца Романа Бондарчука - один день из жизни провинциального портового города, где герой искренне полагает, что любовь имеет право на насилие. «Овора» Далера Рахматова - плач по современному таджикскому селу, где мальчик (а мало ли их таких сирот при живых родителях?) тщетно ждет отца, уехавшего на заработки в Россию. «Ночь», черно-белая, необычайно стильная драма эстонца Яаниса Валка, - о любви, которую так и норовят разрушить чужие грубость и любопытство. А Шухрат Каримов из Узбекистана снял фильм «Попутчица» - одновременно смешной и трагичный рассказ о том, что не только родители бросают своих детей, но и дети родителей. Все эти фильмы - длинные и короткие - доказывают только одно: талант, он тем и отличается от посредственности, что всегда говорит только о вечном, но язык рассказа должен быть отражением дня сегодняшнего.

После обеда снова лекции: драматург Валентин Черных («Москва слезам не верит») говорит о том, что самые лучшие сценарии вырастают из детских комплексов автора, а продюсер Раиса Фомина вспоминает о том, как, ни на что не рассчитывая, взялась за продвижение фильма «Возвращение» никому не известного режиссера Андрея Звягинцева, а он возьми да и получи трех «Золотых львов» на фестивале в Венеции.

А когда короткий ноябрьский день удалялся на покой, «детей», как их любовно называли педагоги, снова ждал большой экран - шедевры советского кино, на которых, собственно, и надо учиться молодому поколению. «Листопад» Отара Иоселиани и «Невестка» Ходжакули Нарлиева, «Лютый» Толомуша Океева и «Никто не хотел умирать» Витаутаса Жалакявичюса - 23 фильма из золотого фонда не просто советского, но мирового кино - наглядная демонстрация того, чем сиюминутность отличается от вечности, а талант - от посредственности.

Сергей РЫЖОВ (фото)

  • Глава форума Рустам ИБРАГИМБЕКОВ - режиссер, сценарист и продюсер в одном лице