По словам Николая Булаева, на данный момент перед техническими школами стоит несколько вопросов, требующих неотложного решения. Во-первых, вопрос о переходе вузов на двухуровневое профессиональное образование. «На самом деле закон носит рамочный характер, при всем неоднозначном отношении к нему он определяет более-менее жесткое движение абитуриента при поступлении в вуз, - заметил он. - Нам общими усилиями нужно разработать механизмы реализации закона, при которых мы не только сохраним то, что имеем, но и создадим условия для достаточно мощного развития».

Между тем, по словам Николая Булаева, на данный момент в Госдуме ожидает второго чтения закон, который должен способствовать возрождению российской инженерно-технической школы, - «Об интеграции науки и образования». Этот законопроект, по замечанию Булаева, «абсолютно точно противоречит ныне действующему Гражданскому кодексу», однако снимает те препоны, которые существуют в законодательной сфере для технического образования.

Между тем он констатировал, что отношение государства к техническому образованию изменилось в лучшую сторону. «Государство заинтересовано в развитии технической школы и инженерного образования как такового», - отметил Николай Булаев.

Впрочем, главными вопросами, тревожащими ректоров, были все-таки не внеочередные законопроекты. Первое, что вызывает наибольшие опасения - это переход на двухуровневую систему образования. «В случае инженерного образования переход на двухуровневую систему невозможен, - заявил ректор МГТУ имени Баумана Игорь Федоров. - Мы считаем, что за четыре года подготовить специалиста к работе с наукоемкими технологиями невозможно. Можно подготовить бакалавра, решающего какие-то общие вопросы или вопросы эксплуатации. Лабораторные практикумы, конструкторскую подготовку, научную работу невозможно втиснуть в четыре года, как того требует закон». Особое удивление у ректора вызвал тот факт, что согласно положениям Болонской конвенции, в погоне за которой в России как раз и вводится новая образовательная система, «лучшие стороны образования каждой страны должны быть сохранены». Деление же на бакалавриат и магистрат негативно скажется именно на качестве негуманитарного сегмента образования. По его мнению, необходимо разработать схемы подготовки как бакалавров и магистров, так и специалистов. Так как одним заказчикам требуются разработчики новой техники, специалисты, а другим - способные вести научные исследования, то есть магистры.

Второй вопрос, находящийся в прямом взаимодействии с вопросом о подготовке магистров и специалистов и вызывавший наибольшую тревогу у ректоров, - отсутствие взаимодействия между университетами и крупными промышленными структурами. Заказ на выпускников должен формироваться совместно с работодателями. Для решения этой задачи предлагалось много путей. Вплоть до возрождения системы послевузовского распределения. Однако в последнее время наметился другой способ решения - интеграция производственных структур и учебных заведений. Крупная промышленная структура сотрудничает с высшей школой, создавая так называемые «корпоративные университеты». Одно из преимуществ такого сотрудничества - это сочетание получения фундаментальных знаний и практической работы. При этом фирма оплачивает университету часть кадрового заказа, поддерживая тем самым научную работу вуза. При этом преподаватели ведут научную работу в НИИ, ученые ведут преподавание в университете, а весь процесс координирует научный совет вуза. «Сочетание науки и образования всегда было для технических университетов наиважнейшим», - отметил Игорь Федоров. Необходимо также, по его мнению, дать институтам право управления собственной интеллектуальной собственностью и право основывать на своей базе малые научные предприятия.

«Главная проблема на сегодняшний день - это все-таки подготовка специалистов необходимого качества, - заметил ректор Казанского государственного технического университета имени

А.Н.Туполева Геннадий Дегтярев. - Правила набора абитуриентов подверглись сильнейшей деформации, что-то надо незамедлительно делать». По его словам, современные абитуриенты идут все больше на PR, а авиационное конструирование, например, выбирают единицы. Необходимо решать этот вопрос, если не на идеологическом, то хотя бы на законодательном уровне. В частности, он предложил увеличить студентам технических специальностей стипендию. «Хотя бы в два-три-четыре раза - это, конечно, копейки, но все-таки деньги».

Еще одной проблема - скудная материально-техническая база - учить попросту не на чем. Кроме того, существуют большие кадровые проблемы: «Мы сохранили инженерные школы, но они уйдут вместе с нами», - сказал Геннадий Дегтярев. Из 100 человек, защищающих диссертации ежегодно, в вузе остаются 20-25 человек.

Итог мероприятия подвел глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Он заверил собравшихся ректоров, что готов пойти навстречу по некоторым вопросам. Но и ректорам посоветовал готовиться к переменам в образовательном процессе. В частности, он отметил необходимость сокращения бюджетных мест. «В России все официанты с высшим образованием, - заметил он. - Это, конечно, приятно, что тебя обслуживает образованный человек, но, тем не менее, это не порядок. Так что мы сократим количество бюджетных мест в тех областях, где ощущается переизбыток специалистов». Сокрашение, сказал министр, ждет педагогические вузы. В школы идут работать единицы, большинство же выпускников предпочитают судьбу официантов.