Досье «УГ»

Образовательная инициатива Microsoft «Партнерство в образовании» объявлена в сентябре 2003 года и рассчитана на пять лет. В России инициатива «Партнерство в образовании» начала воплощаться с момента подписания «Соглашения о сотрудничестве» между Министерством образования и науки РФ и корпорацией Microsoft 29 сентября 2004 года. Главная цель инициативы - усиление процессов информатизации школ за счет эффективного использования новых информационных технологий в учебном процессе. Для ее реализации Microsoft привлекает потенциальных ключевых партнеров и ведущих экспертов российского образования. Основа этого сообщества - институты повышения квалификации, региональные центры информационных технологий и системы РКЦММЦ проекта ИСО (Информатизации системы образования), школы и учителя-победители национального проекта «Образование», учителя-новаторы.

Статфакт

Портал «Сеть творческих учителей» - одна из наиболее крупных по количеству зарегистрированных пользователей и по числу активных участников учительских интернет-площадок России. Ее особенность в том, что у российских учителей, а также всех русскоязычных педагогов в ближнем и дальнем зарубежье, появилась возможность вместе создавать методические продукты, а также получать в сети необходимые консультации и экспертизу своих работ. Портал - составная часть совместной инициативы ООО «Microsoft.Рус», Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний - проекта «Академия учителей».

Прелесть города понимаешь, оказавшись в центре, на Сенатской площади, где стоит памятник Александру II, или у монументального Кафедрального собора. В парках Хельсинки много самых разных статуй и памятников, из-за большой влажности все они зеленого цвета, и это тоже примета города. Вообще Хельсинки - метрополия карманных размеров, и чтобы лучше ее узнать, не надо ни такси, ни трамваев, которые тут наряду с автобусами один из основных видов транспорта. Иногда, чтобы попасть в какой-то район города, приходится путешествовать по воде. Кстати, до Стокгольма и Таллина здесь регулярные морские рейсы. ...По хельсинкским улочкам лучше бродить пешком. Тогда можно насладиться их немноголюдностью и тишиной, полюбоваться на витрины художественных салонов и маленьких магазинчиков, среди которых так много антикварных, они - настоящие произведения искусства, оформленные с любовью и вкусом. Финны - горячие защитники природы (хоть их традиционно считают слишком спокойными и малотемпераментными), это чувствуется и в бережном отношении к природному ландшафту, небольшие скалы украшают городские парки, есть даже храм, выбитый в скале.

С ориентацией на будущее

Впрочем, не только красоты города стали веским аргументом, чтобы именно в Хельсинки был проведен III Международный форум учителей-новаторов, организованный корпорацией Microsoft в рамках инициативы «Партнерство в образовании». Финское образование по результатам международного исследования PISA оказалось в числе лучших. Причем его качество значительно выросло за последние 10 лет. Поэтому, наверное, с таким вниманием слушали участники форума, приехавшие сюда из 50 различных стран мира, выступление министра образования Финляндии госпожи Сари Саркумаа.

- Финский опыт привлек международное внимание, - заметила Сари Саркумаа. - На мой взгляд, важнейшие качества нашего образования - это креативность, доступность и его высокий уровень. Всем детям в Финляндии гарантировано государством право на образование. В Финляндии создан Комитет по оценке качества образования, - сообщила министр, - ведь одна из главнейших задач, чтобы наши дети учились в безопасной среде и получали качественное образование.

Кстати, здесь начинают обязательное обучение с 7 лет и заканчивают к 16. Примечательно, что процент выбывших раньше срока из системы образования весьма низок. Сари Саркумаа подчеркнула, что все муниципальные школы Финляндии автономны и имеют право на разработку своих собственных программ.

- Несмотря на наши успехи, мы должны постоянно думать о развитии, -убеждена Сари Саркумаа, тем более что жизнь не стоит на месте, происходят изменения в экономике и в общественной жизни. Мы должны думать, как найти баланс между различными формами обучения, прогнозировать, какие знания и умения потребуются в будущем. Ведь те, кто поступил сегодня в школу, окончат ее уже в новом десятилетии.

Слушая госпожу Сари Саркумаа, я поняла, что многие процессы, которые идут в финском образовании, схожи с нашими. Так, к примеру, оказалось, что высшая школа Финляндии, как и России, стремится к сотрудничеству с работодателями, с бизнесом. В Хельсинки также произошло слияние двух вузов в один для создания мощного инновационного университета, имеющего самую современную среду обучения.

Закономерности и случайности

В который раз я убедилась - случайностей не бывает. Не было случайностью и то, что на международный форум попали наши московские педагоги -учитель информатики 1301-й школы Ирина Иванова, филолог, заместитель директора на научно-методической работе школы №1569 для одаренных детей «Созвездие» Лада Журавлева, проректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподгоотвки кадров (АПКиППРО), кандидат педагогических наук Лариса Горбунова, сотрудник Института психологии РАН, доктор педагогических наук, Наталья Шумакова, а также заместитель директора Центра образования №293, координатор «Сети творческих учителей» Александр Драхлер.

Ирина Иванова со своим проектом «Еда» в номинации «Социальный проект» стала победительницей европейского конкурса инновационных учителей в марте текущего года в Париже. Примечательно, что в реализации этого комплексного VCT(virtual classroom tour) проекта было задействовано более 200 учеников с 5-го по 11-й класс. Цель этого проекта, по словам Ирины Ивановны, показать какую-то одну проблему со всех сторон, убедить ребят во взаимосвязи различных предметов. Так пяти-шестиклассники изучали еду с точки зрения технологии приготовления блюд. Тема их проекта - «Как сервировать стол», старшеклассники рассматривали проблему с точки зрения экономики, кто-то исследовал, какое отражение тема «Еда» нашла в мировой и русской литературе. В рамках проекта «Еда» школьники рассматривали и проблему защиты прав потребителей. В рамках этого проекта ребята проводили маркетинговые исследования для концерна «Бабаевский», который, между прочим, сам вышел на школу с просьбой проанализировать, какая продукция пользуется наибольшим спросом у разных слоев населения.

- За свою работу ребята получили 10 килограммов конфет, - улыбается Ирина Ивановна, - аналогичную работу проводили и для Макдоналдса. Наши ребята опрашивали ребятишек с 1-го по 11-й класс, что именно им нравится в Макдоналдсе, какую продукцию они предпочитают. Кстати, в этом проекте участвовали и учителя, которые курировали работу, и родители учеников. Так что получился глобальный общешкольный проект, который объединил всех.

Филолог Лада Журавлева из школы «Созвездие» представила на форуме свой проект «Случайности и закономерности».

- В разных областях знаний человека, на разных предметах мы вместе с ребятами искали случайности и закономерности - в экономике, физике, географии, литературе, фольклоре. Изучая какую-то отдельную тему, ребята должны были найти эти закономерности. Примечательно, что в работу над проектом входили и экспедиции, работа в летнем лагере в Сочи. Именно там ребята поставили опыт с дольменами - оставили у дольменов проросшие семена фасоли. Потом сравнили ростки аналогичных семян, но пророщенных в Москве, и получилось, что у дольменов ростки фасоли были на 2 сантиметра больше - разве это не открытие! - восклицает Лада Евгеньевна. - А вообще наша работа идет уже в течение 20 лет в рамках программы междисциплинарного изучения. Кроме летних лагерей в Сочи, мы ездили также в археологические экспедиции в город Плес на Волге.

- Этот форум показал, что российские педагоги обладают большим потенциалом, который нужно развивать и правильно представлять мировому сообществу, - считает проректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Лариса Горбунова. - Вообще участие в таких форумах для нас - это уникальная возможность приобщиться к международному сообществу.

Наталья ШУМАКОВА:

- Конкурс очень интересен с точки зрения изучения примеров действительно продуктивного, грамотного, развивающего опыта применения ИКТ в образовательном процессе, ведь информационные технологии ворвались в нашу жизнь, а их эффективное применение нуждается в психологических специальных исследованиях.

Александр ДРАХЛЕР:

- Мы рады, что российский портал один из лучших порталов среди 100 стран, которые включились в инициативу Microsoft Партнерство в образовании.

Суомелинна

...Оказалось, что за четыре дня можно успеть очень и очень многое. Посмотреть Хельсинки, подивиться многообразию проектов учителей со всего мира, познакомиться с коллегами из других стран, а были тут педагоги даже из таких далеких государств, как Сингапур, Австралия, Канада, Южная Африка, Бразилия. И конечно, посмотреть на проекты соседей, бывших когда-то нашими соотечественниками. В форуме участвовали все три страны Балтии - Литва, Латвия и Эстония, Казахстан приехал посмотреть.

Элза ДОШКИНА, координатор программы «Партнерство в образовании» сразу во всех трех странах:

- Самое ценное, что дает форум, - знакомство с различными образовательными системами. Нам очень интересны работы наших коллег из России. Вообще самое главное даже не только информационные технологии, а то, какую выгоду их использование даст нашим детям. Так что форум - это зеркало образования мира.

...В форуме приняли участие около 500 учителей, директоров образовательных учреждений, представители государственной власти. В последний день работы форума возможность пообщаться была не только у учителей, но и у министров образования различных стран. Самое удивительное, что проблемы оказались схожи во многих государствах. В Бразилии, Мексике, Ирландии, США... Низкая мотивация к обучению - одна из серьезных мировых проблем. В то же время министры и заместители министров говорили о расширении возможностей в образовании за счет использования ИКТ-технологий, о той экономии времени и сил, которую они дают и для преподавателей, и для учеников, и для студентов.

...В коротком интервью об итогах форума вице-президент корпорации Microsoft по работе с государственными и общественными организациями Ральф Янг заявил, что Microsoft считает своим долгом поддержать учителей и предоставить им необходимые инструменты в работе.

- Помощь людям в реализации их потенциала - центральная часть нашей миссии, а инициатива «Партнерство в образовании» - один из способов воплотить ее в жизнь. Учителя прилагают все усилия, чтобы помочь ученикам стать образованными жителями планеты, частный бизнес не может не помочь им в этом. «Международный форум учителей-новаторов» - шаг на пути к созданию мирового сообщества педагогов, которые стремятся использовать на своих занятиях современные методы обучения, - заметил господин Ральф и продолжил: Ключевое слово в программе Microsoft - обучение через всю жизнь. Мы верим, что учителя, использующие информационные технологии, смогут повлиять на улучшение образовательного процесса во всем мире.

...Имена победителей были названы в старейшей крепости Свеаборг, ныне Суомелинна. Российские преподаватели вышли в полуфинал, но призовые места достались учителям из Швеции, Австралии, Финляндии, Китая, Ирландии, Норвегии, Великобритании и Сингапура. У педагогов-победителей будет возможность посетить кампус корпорации Microsoft в Редмонде. Там они смогут познакомиться с последними разработками компании, поделиться опытом с сотрудниками Microsoft, которые непосредственно создают новые программные продукты для образования.

Хельсинки