Алексей ОСИНЦЕВ, директор новосибирской школы №162: А ведь раньше дети сами убирали классы...

Технички, вахтеры, гардеробщики, работники столовой, завхозы нужны каждой школе. Школа - это большой дом, где ежедневно бегают сотни детей разного возраста. Вся школьная мебель, полы, двери, окна, абсолютно все эксплуатируется с большой интенсивностью. В Сибири зима длится практически весь учебный год. Осенняя непогода, весенняя распутица - недолгие периоды. С улицы приносится грязь, вода, снег. Нужны чистота, порядок, значит, нужно мыть школу каждый день, да еще и не один раз в день. Я уж не говорю про туалеты, служебные помещения, спортивный зал.

В квартире живет семья из трех-четырех человек, порядок приходится наводить достаточно часто, особенно если есть дети. Представим себе огромную школьную семью. По коридорам во время перемены несутся тысячи ног, каждую дверь дергают несколько сотен рук, и так весь день.

У технического персонала зарплаты очень маленькие. Работники столовой, например, сами моют посуду и убирают помещение. Библиотекари, да и учителя часто подрабатывают мытьем полов. Должность технички заложена в бюджет. Ее реальная заработная плата составляет 1200 рублей в месяц при минимальной оплате труда 2300 и прожиточном минимуме у нас в городе свыше 3500 рублей. На 1200 в потребительскую корзину много не положишь.

Как люди выходят из положения? Берут две-три ставки, есть и те, кто работает на пять ставок. Зная о таком положении дел, родители в последние годы не ждут, пока техничка уйдет из школы, предлагают помощь. Классы собирают деньги на доплату уборщицам, вахтерам, гардеробщицам. Это именно инициатива родителей. Раньше, кстати, было нормой, что дети сами убирали классы, устраивали субботники. Сейчас это практически исчезло, по крайней мере в городе. Думаю, на селе вопрос решается иначе. Было время, в гардеробе дежурили старшеклассники, каждый класс по очереди в течение получаса до и после уроков. Сейчас этого нет. На субботнике территорию вокруг школы убирают учителя. Дети мусорят, но не участвуют в уборке. Я не призываю возвращаться к прежним порядкам. Перегрузка старшеклассников - достаточное основание для того, чтобы родители стремились освободить их от общественно полезных дел после уроков. Соображения безопасности, например, не позволяют поставить детей дежурными в гардеробе или на входе в школу.

С сентября нынешнего года наш район участвует в эксперименте по новой системе оплаты труда. По замыслу это должно дать директору больше свободы, маневренности. На деле получается иначе. Наша школа пока не вошла в эксперимент, потому что нам предложили перейти на НСОТ буквально за пару дней до начала учебного года. Мы были к этому не готовы. Хорошо, что нет давления, никого не заставляют. И директорам, и учителям нужно время, чтобы осмыслить новшество, просчитать варианты. Мы, например, не можем реально уволить кого-то из учителей, если человек сам не хочет уйти. Значит, штатное расписание остается прежним. Пока неясно, хватит ли на всех денег при новой системе, сможет ли директор оплачивать труд техперсонала, если учителям не хватает.

Ольга ЗОЛОТИЙЧУК, директор кинель-черкасского образовательного центра №1, Самарская область: Еще пару месяцев продержимся

Наша школа старейшая в селе. Ей 90 лет. Несколько лет назад прошел капитальный ремонт. Воздвигли новый пристрой для начальных классов, обновили фойе школы и крыльцо, поменяли перекрытия. С центральной площади села прекрасный вид на наше здание с красной крышей и разноцветными стенами. Сейчас школа в хорошем состоянии. Но это в первую очередь благодаря труду нашего технического персонала: постоянно моем, следим за покрытием, делаем текущий ремонт. А так как у нас три филиала в деревнях района и в старшей школе ребята из этих деревнь учатся в Кинель-Черкасах, то необходимо еще содержать здание интерната: вахта, сторожа, отопление, мебель...

Нормативное финансирование позволяет эффективно решать вопросы заработной платы педагогического состава. Система гибкая. Но вот удержать технический персонал сложнее. Раньше в Самарской области были доплаты для работников с 1-го по 8-й разряд, это позволяло держать уровень зарплаты техперсонала на более или менее приемлемом уровне. Но в этом году Государственная Дума повысила уровень минимальной зарплаты в стране, и, как следствие, в целях унификации законов губернские власти были вынуждены отменить ряд своих распоряжений, в том числе и о доплатах. Так что вместо подъема зарплаты этой категории работников фактически произошло ее падение. Но сократить уборщиц и сторожей я не могу: площадь школы меньше не стала. Есть фонд попечительского совета, но и туда я не могу обратиться: родители эти деньги уже распределили - двери будут менять, новую мебель захотели, и они меня не поймут, если я буду просить их еще и оплатить труд сторожей. Представляете, зарплата технички - 1400 рублей. За эти деньги она работать не будет. Хорошо округ помог, вместе мы смогли найти варианты решения проблемы на ближайшее время, да и есть у школы небольшая заначка. Пару месяцев продержимся. Но выход только один - увеличение норматива. Если государство увеличило минимальную заработную плату, то автоматически надо повышать норматив на одного ученика. Уже не раз было, что принятие одного хорошего закона на федеральном уровне приводит к сложностям на муниципальном. Так как последствия решений не просчитываются, то одна категория в образовании выпадает, то другая...

Сейчас губернская Дума рассматривает вопрос о повышении областного норматива, и надеюсь, что все мы вместе сможем удержать ситуацию под контролем и сохранить технический персонал школ, особенно сельских.

Тамара АРЕФЬЕВА, директор екатеринбургской гимназии №13: Размазать грязь?! Этого недостаточно

Проблема очевидна: на ту зарплату, которая положена техническому персоналу школ по тарифной сетке, удержать человека невозможно. Для того чтобы в учебном заведении проводилась качественная уборка, недостаточно прийти вечером и в быстром темпе «размазать грязь» по классам и коридорам. За чистотой требуется следить в течение всего дня. Как сделать так, чтобы обслуживающий персонал держался за место, а не только мы за него, боясь сделать замечание? В свое время вопрос был вынесен на рассмотрение родительского комитета и попечительского совета гимназии. Было принято решение о доплатах.

В некоторых учебных заведениях Екатеринбурга существует практика, когда ежемесячно или ежеквартально собираются деньги на оплату работы охранников, гардеробщиц и уборщиц. Родительский комитет нашей гимназии принял решение о создании специального фонда.

Фонд развития гимназии формируется, во-первых, из спонсорских средств, во-вторых, из ежегодных фиксированных, проводящихся через банк взносов родителей. Финансовая деятельность фонда прозрачна, информация о ней открыта и размещается на постоянно обновляющихся стендах, где фонд отчитывается о тратах и сообщает о новых необходимых расходах. Время от времени проводится независимая экспертиза его работы.

В штатном расписании образовательных учреждений не предусмотрена должность накрывальщиц в столовой. Если ученики будут сами подходить за посудой с едой, процесс завтрака и обеда растянется надолго, вряд ли удастся уложиться в перемену. Чтобы снять проблему, у нас эта услуга оплачивается дополнительно, исключительно за счет родительских денег.

Хочу подчеркнуть: все решения о направлении внебюджетных денежных средств принимаются родительским комитетом и попечительским советом, а не администрацией школы. Это честно, удобно, и, главное, есть результат. В гимназии, где обучается более 800 детей, за чистотой и порядком следят около 10 техничек. Возможно, в идеале школа не должна прибегать к финансовой помощи родителей. Однако если возникает объективный выбор и для поддержки чистоты требуется их денежная поддержка, родители сами выбирают доплату.