Родители - уважаемые специалисты, не пьют, родительские собрания посещают, сын или дочь - сыты, одеты. Только вот чувствуют они себя глубоко несчастными из-за постоянной угрозы жестокого наказания. Бывает, что подросток, не выдержав воспитания ремнем, убегает из дома, примыкает к криминальной группировке или ищет выход в наркотиках. Помню, как судили девятиклассника одной из московских школ за насилие над второклассником. На суде мать рассказывала, каким добрым и ласковым рос сын, как жалел каждого брошенного щенка. А с десяти лет стал убегать из дома, ночевать в подвалах, связался с дурной компанией. Во всем, считала мать, виновато дурное влияние улицы. На вопрос, почему десятилетний мальчик убежал из дома в первый раз, женщина ответила - после того, как отец «наказал» его за двойку. Выяснилось, что мальчику плохо давалась учеба, и за каждую плохую отметку отец «воспитывал» его ремнем. Оба родителя не видели в этом ничего страшного. А ребенок не выдержал и однажды после экзекуции убежал (зимой!) ночевать в холодный подвал, где и прятался двое суток... А куда ему еще было бежать? Однажды ко мне подошла моя шестиклассница и сказала: «Инна Яковлевна, уйду я из дома. Мама бьет за каждую двойку. Проснусь ночью и реву. Уйду из дома...» А куда? Некуда ведь. Хорошо, что мама оказалась вменяемой и после беседы со мной изменила отношение к дочери. А если бы нет? Моя дочь работает гувернанткой и, случается, сталкивается с тем, что детей наказывают физически даже вроде бы образованные люди. Ребенок страдает не только физически, но и от чувства беззащитности, безысходности...

Мы - единственная из цивилизованных стран, не имеющая центров, куда избитый дома ребенок мог бы прийти, прибежать и остаться там, пока с родителями не поработают психологи, педагоги, врачи центра.

Да, у нас есть кризисные центры и приюты. Но они принимают только детей, которых вытаскивает из подвалов и находит на вокзалах милиция, и тех, родители которых лишены родительских прав. Пока наш ребенок не защищен от родительского произвола, пока он бесправен и унижен, мы не вправе считать себя цивилизованными людьми.

Нам необходимо как можно скорее создать хотя бы при уже существующих приютах и кризисных центрах отделения, где самостоятельно пришедшего ребенка примут и оставят до тех пор, пока с его родителями не поработают специалисты центра. Уверена, что подавляющее большинство родителей при грамотной работе с ними изменят свое отношение к детям, ведь чаще всего причина беды - дремучая педагогическая и психологическая безграмотность. «Неподдающихся» же придется лишать родительских прав. Кроме того, нужно обязать учителей и воспитателей детских садов немедленно реагировать на случаи физических наказаний детей в семье.

Инна КЛЕНИЦКАЯ, учительница школы №179, Москва

n.b. Телефон доверия в Москве 189-68-60