Татьяна СОЛОВЬЕВА, учитель русского языка и литературы гимназии №254, Санкт-Петербург:

- Я считаю наиболее объективной формой итоговой аттестации школьное сочинение. Но не в сегодняшнем виде, когда существует масса готовых пособий, откуда можно списать, когда темы сочинений сложны и требуют литературоведческих знаний. Темы должны быть доступны, публицистичны, современны. Такое сочинение проверит знания ребенка, его умение мыслить, покажет его грамотность, начитанность. Что касается ЕГЭ, то задание «С», конечно, позволяет проверить знания ученика. Тестовые вопросы, которые часто оказываются несущественными и где присутствует принцип «угадай-ка», себя не оправдывают.

Ольга НИКИТИНА, учитель русского языка и литературы школы №176, Нижний Новгород:

- Диктант. Вводящийся ЕГЭ будет проходить в форме тестирования, а тестирование основывается как раз на проверке знания русского языка, его орфографических и пунктуационных правил. Поэтому теперь мы должны учить детей именно грамотно писать. Ведь далеко не всем дано творческое воображение. Читают дети сегодня очень мало, и как бы мы ни старались образовывать их в этом плане, не у всех педагогов это получается. Даже учителя с многолетним опытом, обучая нынешнее поколение, встречаются с такими трудностями. Конечно, детей нужно воспитывать на примерах русской классической литературы, но на первом месте, безусловно, должна быть грамотность.

Людмила ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы лицея №2, Воронеж:

- Я считаю, что экзамен по литературе предпочтительнее всего было бы сдавать в традиционной форме, то есть по билетам. Знание языка проверяется во время сдачи ЕГЭ по русскому языку, там ведь есть еще и часть «С», которая, по сути, представляет собой эссе или небольшое сочинение. То есть у выпускника уже есть возможность высказать свои мысли письменно. Но экзамен по литературе этим не исчерпывается. В нем главное - дать возможность ученику продемонстрировать коммуникационные способности. Ведь литература должна учить говорить, выразительно читать стихотворения, аргументированно доказывать свою точку зрения. Недаром литература - это искусство слова. Когда же ребенку говорить, если не на таком экзамене?

Анна БАНКО, учитель русского языка и литературы школы №3, Ноябрьск,

Ямало-Ненецкий округ:

- Я чувствую реальную угрозу предмету «Литература» в условиях введения ЕГЭ. Когда на выходе из школы ребенок писал сочинение (даже со всеми его издержками), учитель за время обучения стремился сформировать у него осмысленный навык составления связного текста. А если мы будем отрабатывать навык решения тестов, то судьба предмета станет незавидной. Литература превратится в предмет по выбору, потому что может уйти обязательность экзамена, значит, сократится количество часов. Это нанесет еще один удар по образованности общества! Главное, чтобы экзамен по литературе остался обязательным. А форму, каким он будет - билеты, рефераты, собеседование, - должно определять образовательное учреждение. И хочется, чтобы это было не сочинение, поскольку созданная за последние годы индустрия по выпуску «золотых» и «серебряных» сочинений свела эту форму экзамена к пересказу заученных текстов.

Марина НАЗИНА, учитель русского языка и литературы профессионального лицея №6 Калининского района,

Новосибирск:

- Сочинение или изложение в школе, среди своих учителей для детей психологически более комфортно, более приемлемо. На школьном экзамене они имеют возможность пользоваться книгами, словарями. Это важно для детей, которые приходят в училище, имея довольно низкие оценки по русскому языку. ЕГЭ - совсем другой формат, другая обстановка. Детей надо к этому готовить. Мне кажется, ученики должны иметь выбор, подростки сами могут решить, какой экзамен им лучше сдавать.