За прошедшие четыре года в 7-11-х классах нашей школы были успешно апробированы различные способы использования электронных дидактических материалов. Каждый из них оказался по-своему интересен для учеников как основной, так и старшей школы и весьма продуктивен для достижения различных образовательных целей.

Первыми на стадии объяснения нового материала в основной и старшей школе были опробованы электронные наглядные пособия «Физика. Основная школа 7-9 классы: часть I» (YDP Interactive Publishing - Просвещение - МЕДИА, 2003) и «1С:Школа. Физика 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ» (под ред. Н.К.Ханнанова, 1С, 2004). Впечатление ошеломляющее: обычные «болтуны» во время демонстраций видеофрагментов, анимаций и цветных фотографий неотрывно смотрели на экран. Они были увлечены движением, звуком, цветом и наглядностью демонстраций таких сложных явлений, как интерференция, намагничивание, электролиз и так далее, а после просмотра активно вступали в дискуссии по поводу того или иного сюжета.

Для всех учеников 7-го класса незабываемыми остались также и уроки по закреплению нового материала, во время которых интерактивные задания базового уровня сложности выводились на экран, давалась минутка на обдумывание, а затем кто-то из учеников выходил к компьютеру, чтобы ввести свой ответ с клавиатуры. Класс затихал и «болел» за своего товарища! В тот момент здесь не было неуспевающих - обычные лодыри тянули вверх руки и хотели ответить на поставленный компьютером вопрос. Урок проходил на необычайно высоком эмоциональном подъеме. Отмечу, что никаких предварительных уроков по обучению ребят, как пользоваться клавиатурой компьютера, не было.

Следующим этапом по освоению компьютерных технологий на уроках физики стала работа в компьютерном классе, снабженном десятью компьютерами. И это была пора новых открытий!

Поскольку на уроках физики нет деления учеников на группы, а наполняемость классов обычно более 20 человек, при работе в компьютерном классе был опробован способ, когда около каждого компьютера работала подгруппа, состоящая из двух и - очень редко - из трех ребят. При этом обсуждение в подгруппе происходило совместное, а ответ на клавиатуре набирал кто-то один, удобно расположившись за столом. Такой вид деятельности, с одной стороны, вырабатывал важное умение работать в коллективе, учитывать мнение товарища, а с другой стороны, позволял каждой подгруппе работать в удобном для него режиме.

Стоит заметить, что зимой и ранней весной часто случаются эпидемии гриппа или ОРВИ. Поэтому нередки ситуации, когда в феврале - марте большинство присутствовавших на уроке учеников сидели за компьютером по одному человеку, работая в удобном для себя режиме. Именно в один из таких периодов и был проведен первый педагогический эксперимент по выяснению, насколько эффективно при закреплении нового материала или повторении давно пройденной темы работает «система локализации ошибок», допущенных школьниками при выполнении расчетных компьютерных заданий.

Результат эксперимента показал: независимо от успеваемости ученики умудряются за урок выполнить значительно больше интерактивных заданий, если компьютер цветом выделяет правильно и неправильно выполненные этапы заданий. Другими словами, процесс закрепления и повторения идет эффективнее, если программа указывает, в каком месте ученик ошибся. Попутно было отмечено, что сильные дети за урок успевали найти правильный ответ к значительно большему количеству заданий, чем слабые. Этот факт однозначно говорит о том, что компьютерные технологии при разумном их использовании способны помочь в организации индивидуальных образовательных траекторий.

Этот вывод позднее был подтвержден в ходе педагогического эксперимента, проведенного на базе школы №11 Ишимбая Республики Башкортостан учителем физики Ольгой БОРОНИНОЙ. Во время тестирования по теме «Архимедова сила» самый лучший результат во всей седьмой параллели был показан ученицей самого слабого класса, которому была предоставлена возможность работать на уроках физики с электронным изданием «1С: Школа. Физика 7 кл.» (под редакцией Н.К.Ханнанова, 1С, 2006).

Явление повышения качества знания в экспериментальных классах по темам, закрепление которых шло с использованием этого ресурса, было отмечено не только по результатам тематического тестирования, но и по динамике изменения оценок учеников за соответствующие триместры в классных журналах.

Например, за период, пока шел эксперимент, число отличников в трех контрольных (изначально более «сильных») классах уменьшилось от 17 (в декабре) до 10 (в мае), хотя количество троечников при этом и не изменилось. В то же время в двух экспериментальных (изначально более «слабых») классах число отличников увеличилось от 3 до 5, а число троечников уменьшилось от 16 до 14. Все это говорит о повышении мотивации к изучению физики по темам, закрепление которых во втором полугодии шло с использованием электронного издания.

Анализ результатов анкетирования, проведенного в экспериментальных классах в мае, показал: не нашлось ни одного ученика, кто не хотел бы продолжить работу с подобным ресурсом и в 8-м классе. При этом всем без исключения детям понравилось выполнять интерактивные задания на компьютере, а 92 процентов опрошенных сказали, что «подсказки» компьютера им помогали в работе. Ученики самого слабого класса дружно отметили также и важную роль учителя, который помогал понять алгоритм выполнения того или иного задания или исправить ошибку.

Отсюда был сделан вывод, что для учеников со слабой математической подготовкой или низкой поисковой активностью, возможно, самостоятельная работа с электронным изданием будет и трудновата. Однако 85 процентов детей работу с интерактивными заданиями предпочли обычной форме закрепления нового материала с педагогом у доски или самостоятельно в тетрадях. А это значит, что новая форма работы у учеников вызвала большой интерес и желание обучаться.

Недавно вышла в свет книга «Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс» (Т.А.Ханнанова и Н.К.Ханнанов, М.: Дрофа, 2007). Она способна помочь организации учебного процесса на уроке при наличии любого количества компьютеров, так как по содержанию и методическим приемам это издание очень похоже на электронное.

Процесс закрепления нового материала на уроке может быть организован в два этапа: после объяснения новой темы сильные ученики выполняют интерактивные задания на компьютере по пройденной теме самостоятельно. В это время слабые вместе с учителем работают с полиграфическими материалами. Затем роли меняются: слабые выполняют интерактивные задания на компьютере, а сильные решают задачи повышенной сложности вместе с учителем. Такое ведение урока позволит организовать дифференцированное обучение физике, давая возможность сильным ученикам добиваться значительно более высоких результатов.

В 2006-2007 учебном году был проведен еще один педагогический эксперимент на базе гимназии №1 Ишимбая под руководством учителя физики Натальи ПИНЧУК. Он показал, что качество знаний по физике можно заметно повысить и благодаря самостоятельному использованию электронного издания во внеурочное время. В январе - марте ученикам экспериментального класса, который до этого систематически показывал самые низкие результаты во время тестирования по различным темам, было разрешено раз в неделю в заранее установленное время посещать компьютерный кабинет для самостоятельной работы с ресурсом. При этом за работой учеников наблюдал лаборант. В результате во время тестирования по теме «Архимедова сила», проведенного 15 марта, дети показали заметно более высокие результаты.

Этот эксперимент был интересен и тем, что лишь 9 процентов семиклассников из пришедших заниматься на компьютере (уроков информатики пока не было) не смогли самостоятельно разобраться, как работать с изданием. О чем это говорит? Во-первых, о достаточно высоком уровне владения навыками работы на компьютере учениками этого возраста (12-14 лет), а во-вторых - о понятном и доступном для семиклассников интерфейсе самого электронного издания.

Отметим, что не все ученики воспользовались предоставленной им возможностью: из 28 детей примерно 20 процентов по различным причинам за девять недель не пришли в компьютерный класс ни разу, хотя позднее многие из них в своих анкетах написали, что им очень хотелось бы поработать на компьютере. Отсюда был сделан вывод: подобные издания должны быть включены в медиатеки школьных библиотек, чтобы у любого школьника была возможность работать с ними в удобное для него время.

Электронное издание «1С: Школа. Физика 7 кл.», кроме дидактических материалов, направленных на изучение и закрепление курса физики, содержит также и подборки заданий, направленные на закрепление общеучебных навыков, которыми должны владеть выпускники основной и старшей школы для успешного выполнения аттестационной работы по физике в тестовой форме (в том числе ЕГЭ). По этой причине в нескольких школах был проведен эксперимент: в течение одного урока ученики 7 - 11-х классов самостоятельно работали с диском на предмет закрепления навыков перевода физических величин из одних единиц в другие. Оказалось, что весьма скучные, по сути, задания становятся намного привлекательнее в электронном виде.

Во время анкетирования ребята объяснили, почему им больше понравилось работать с компьютерными заданиями, чем с аналогичными на бумажном носителе: «можно увидеть и исправить свои ошибки», «намного удобнее», «нет такого напряжения», «это похоже на игру», «очень интересно», «помогло лучше понимать физику» и так далее. А преподаватели физики при этом c облегчением отметили, что компьютеры освободили их от рутинной работы по проверке многочисленных заданий, необходимых для закрепления нового и повторения давно пройденного материала. Например, было подсчитано, что за 17 уроков физики, проведенных в компьютерном классе, 10 компьютеров помогли Ольге Борониной «проверить» правильность выполнения учениками около 3000 заданий!

Работая в компьютерном классе, учитель получает в свое распоряжение до 10 электронных помощников, способных контролировать действия школьников и «подсказывать» им в трудную минуту. И, что очень важно, оценка деятельности каждого ученика происходит за доли секунды сразу после выполнения задания.

При этом меняется и характер деятельности самого педагога. Работы не становится меньше, но теперь она другая, более творческая. Появляется время поговорить с каждым «с глазу на глаз» и оказать индивидуальную помощь как самому слабому, так и самому сильному, не отвлекая от работы остальных. Теперь учитель, подходя к каждому во время урока, не противостоит ученику, а смотрит с ним в одном направлении - на экран. У них одна цель - решить все задачи, поставленные компьютером. А в конце урока лучшей наградой будет благодарность учеников: «Побольше бы таких заданий! Штук 1000!»

Татьяна ХАННАНОВА, научный сотрудник Центра экспериментальной психодидактики РАО,

учитель физики школы №82, Черноголовка, Московская область