Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования школьников и учета их личных особенностей до досуговых занятий и игр. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения и воспитания. В прошедшем учебном году мы попробовали обобщить опыт работы по применению информационных технологий в воспитательном процессе в нашей школе.

Информатизация в воспитательном процессе происходит по следующим направлениям:

Самосовершенствование личности

Организация досуга

Телекоммуникации

СМИ

Первое направление в нашей школе хорошо отражено в программе воспитания «Я - гражданин России». Где главное в ней - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Для нас важно воспитать не стороннего наблюдателя, а деятельного гражданина своей страны. И формируя его, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Ведь с педагогической точки зрения гражданин - самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа рассчитана на детей со 2-го по 11-й класс. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.

Живя и работая в Школьной демократической республике, ребята получают опыт общественной деятельности. Кстати, помимо этого они, не выходя из школы, могут получить еще и профессию повара, водителя или электрогазосварщика.

Элементы воспитательной программы отлично просматриваются во втором направлении информатизации, который можно подразделить на следующие этапы.

1. «Я и Я». Здесь происходит формирование гражданского отношения к себе, что хорошо отражено в результатах диагностических срезов, которые были проведены в 2005-2006 и 2006-2007 учебных годах (Рис. 1). Хочу обратить внимание, что на первом месте у детей стоит счастливая семейная жизнь, а на втором - хорошая работа.

2. «Я и семья». Формируется гражданское отношение к своей семье. В нашей школе работа с родителями ведется планомерно и постоянно, потому что мы понимаем: все начинается с семьи.

У нас получил широкое распространение проект «SMS-дневник». Это информационная система, которая позволяет школе передавать все необходимые сведения родителям учеников. «SMS-дневник» сигнализирует об отсутствии ученика в школе, о школьных событиях, об экскурсиях, об изменениях в расписании уроков, о посещении предстоящей вакцинации, культурных и спортивных мероприятиях, о достижениях и успеваемости ученика, о проводимых дистанционных конкурсах и олимпиадах и так далее.

Родителям система дает возможность принимать активное участие в воспитании и образовании своих детей, предотвращает так называемый нерегулярный подход ребят к учебе, обеспечивает своевременной информацией о школьных событиях; устанавливает и налаживает гибкий контроль за отношением ребенка к учебе.

Проект позволил значительно упростить работу педагога по воспитанию школьников. Теперь учитель может достичь на этом поприще гораздо более ощутимых результатов, так как «SMS-дневник» систематизирует ежегодную программу обучения и делает ее более автоматизированной. Система позволяет легко вносить изменения и дополнения в установленный курс обучения, быстро предупреждает родителей о возникших проблемах с ребенком, сокращает расход времени на повторение общей информации родителям; устанавливает лучшую связь с семьей.

«SMS-дневник» не только позволяет более качественно включить родителей в воспитание и образование их детей, но и улучшает информационную грамотность в системе образования, способствует процессу информатизации образовательной системы, улучшает ее статистический мониторинг, а также создает предпосылки для электронного и дистанционного обучения.

Благодаря данному проекту в этом учебном году наши школьники приняли активное участие в самых различных дистанционных мероприятиях - «Эйдос», «Сибирячок», «Нерпенок», «Snail», «Золотое перо» и так далее.

3. «Я и культура». Формирует отношение к искусству посредством воспитания у школьников чувства прекрасного, развития их творческого мышления, художественных способностей, формирования эстетических вкусов, идеалов, понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

В этом учебном году наши ребята приняли участие в ряде школьных и районных конкурсах с применением ИКТ. С целью активизации творческой активности детей были организованы и проведены конкурс рисунков в программе Paint по теме «Золотая осень», конкурс новогодних открыток; конкурс электронных фотографий «Эти забавные животные».

В результате удалось привлечь к участию в школьных конкурсах 125 учеников. Также ребята становились победителями, призерами и лауреатами на уровне района.

Как показывает опыт участия в подобных мероприятиях, они просты и поэтому интересны младшим школьникам и подросткам. А чтобы привлечь старшеклассников и заинтересовать их в более глубоком изучении возможностей компьютерной техники, мы запланировали конкурсы типографики (оригинального представления какой-либо фразы в ее осмысленном оформлении) и сканографии (получения графического изображения предмета с помощью сканера).

4. «Я и школа». Здесь происходит формирование гражданского отношения к школе через формирование у детей осознания принадлежности к коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы.

В рамках этого этапа в 2005-2006 и 2006-2007 учебном году было проведено анкетирование, в котором сами ребята определили школу как место, в котором созданы все условия для развития их способностей (Рис. 2). В результате этого дети всегда идут сюда с хорошим настроением.

5. «Я и мое Отечество». Этот этап связан с формированием гражданского отношения к Отечеству через развитие общественной активности школьников, воспитанием в них сознательного отношения к народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности Отчизне.

В его рамках проведена серия мероприятий по плану воспитательной работы. Ученики нашей школы участвовали в районных, областных и российских мероприятиях с применением ИКТ - в конкурсе презентаций «Места и люди», посвященном празднованию Усольского района, а также соревновании по поиску информации в Интернете, посвященном Дню защитника Отечества.

За последние два года начала формироваться база данных результатов и анализа участия учеников и их учителей в конкурсах. Это позволяет регулярно отслеживать интерес к подобным мероприятиям и наглядно наблюдать, как растет заинтересованность в них педагогов и школьников.

Третье направление (телекоммуникация) в школе развивается в плане создания сетевых проектов и видеофильмов, организации работы электронной почты, осуществления интернет-связи.

Сетевые (телекоммуникационные) проекты мы используем в виде игр-соревнований между группами учеников с использованием электронной почты для связи. Участие в них стимулирует интерес к изучаемым в рамках школьной программы предметам и использует сравнительный аспект обучения, повышает активность и самостоятельность учеников при выполнении заданий, при работе с литературой, развивает и совершенствует письменную речь, позволяет школьнику проявить свою индивидуальность, самореализовываться в творчестве.

Главное назначение проектов - служить средством для саморазвития детей, соревновательная же сторона имеет вторичное значение.

Четвертое направление информатизации воспитательного процесса - это работа со СМИ. И здесь в качестве самого красноречивого результата нашей деятельности можно представить школьную газету «Вслух», электронная версия которой размещена на сайте школы: www.belorschool.ru

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в нашей школе значительно улучшилась материально-техническая база, повысился интерес учителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в участии во всероссийских, областных, районных, школьных дистанционных олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учеников. Продемонстрированные методы и формы работы - неотъемлемая часть сопровождения воспитательного процесса Белореченской средней общеобразовательной школы.

Татьяна БОБРОВСКАЯ, учитель информатики, заместитель директора по УВР Белореченской школы

Усольский район, Иркутская область