Из 530 детей, которые учатся в нашей школе, каждый второй или третий ребенок воспитывается в многодетной, неполной или в малообеспеченной семье. Низкую педагогическую культуру имеют 22 процента семей. Этот момент очень важно учитывать, ибо многие аспекты деятельности школы перечеркиваются изъянами семейного воспитания. Немало ребят, которых воспитывают близкие родственники, так как родители уехали на заработки в другие края. В этой острой социальной обстановке мы на протяжении нескольких лет серьезно усиливали социальную работу с детьми и взрослыми. Классные руководители, социальные работники, психолог школы проводили заседания родительского комитета, консультации, индивидуальные коррекционные занятия, классные часы по проблеме профилактики трудновоспитуемости и всеобучу.

Но подобная деятельность на самом деле особого удовлетворения не приносила, так как наши ученики время от времени продолжали совершать преступления и правонарушения. Все это заставило нас искать иные пути решения проблемы всеобуча за счет существенной перестройки всей системы школы и качества учебно-воспитательного процесса посредством внедрения информационных технологий.

В этом плане мы предложили свой взгляд на решение проблем не совсем традиционными методами. Школа, которая перестраивается под воздействием информационных технологий, открывается для общества, несет более широкую социальную миссию. Мы становимся более открытыми не только благодаря той политике, которую осуществляем на общешкольном уровне, но и благодаря такому нововведению, как школьное телевидение. Оно все больше превращается в телевидение сельское и вовлекает в школьную орбиту все местное сообщество, формирует крайне необходимое позитивное мнение всего социума о школе.

«Зеркало» экрана

Оказывается, у ребенка, учителя и родителя есть какая-то особая потребность увидеть себя на экране. И эта потребность куда более важна, чем обычное желание посмотреться в зеркало. Хотя с педагогической точки зрения наше телевидение действительно можно считать таким фантастическим зеркалом, которым можно управлять, высвечивая те или иные моменты.

Поскольку трудности, с которыми мы сталкиваемся в школе, - это проблемы всего нашего социума, решать их также нужно на уровне социума. Мы открыли для себя, что проблема качества знаний наших учеников и проблема их недобросовестного отношения к учебе с первого класса по восьмой идут к нам только из семьи. Это результат соответствующего отношения к школе родителей и недостаточно высокого уровня культуры семьи.

Понятное дело, мы можем влиять на ситуацию и традиционным способом, но проще всего «войти в семью» через местное телевидение. С его помощью школа устанавливает с ней прямую связь. Поэтому немудрено, что все крупные общешкольные воспитательные акции - благотворительные концерты, соревнования, выпускные балы - стали предметом повышенного внимания школьного телевидения, тем самым информационным поводом, который привлекает сидящих у экрана односельчан к нашей работе.

Второй путь интеграции семьи и школы - Интернет. Нам удалось заразить идеей информатизации большинство семей. Теперь у каждого второго ребенка есть дома компьютер, подключенный к Всемирной паутине. Мы начали использовать сетевое сообщество в собственных педагогических целях, разместив в Глобальной сети наш школьный сайт, где имеются странички истории школы, а также рассказы о наших достижениях. Стремление ученика и родителя увидеть родную школу, представленную в сетевом сообществе, «попасть» на сайт в результате своей плодотворной творческой деятельности становится новым мощным фактором влияния на личность.

Эпоха портфолио

С этой точки зрения очень перспективна школьная система портфолио - ученика, класса, учителя, семьи. Для нас важно его наличие не в бумажном, а в электронном виде, чтобы его можно было разместить на сайте школы, в локальной сети. Портфолио образовательного учреждения - то удивительное средство, которое обеспечивает запуск механизмов самообразования, самопознания, саморазвития личности. Оно помогает углублять и оформлять познавательные интересы, развивать интеллектуальные и рефлексивные способности учеников, индивидуализировать обучение, мотивировать процесс достижения результатов.

С точки зрения применения технологии бумажного и электронного портфолио гораздо важен и интересен не знаниевый, а компетентностный подход к изучаемому материалу, умение ребенка найти нужную информацию, применить ее, переработать, получить новые результаты и новые данные. Не нужно перегружать детей объемом неких знаний, которые устаревают через 2-3 года. Все это порождает у ребят нежелание учиться. И наша задача - донести до родителей мысль, что на способы и методы обучения своих детей в школе они очень часто смотрят с позиции прошлого, перенося на них личный устаревший, не срабатывающий сегодня опыт своего обучения в школе.

Компетентностный подход в общешкольных масштабах мы осуществляем через систему проектной деятельности, которая нацеливает и учителя, и ученика на самые сложные формы и приемы мыслительной, творческой индивидуальной деятельности.

Проектная деятельность, так же, как и портфолио, должна быть на виду у всех педагогов, учеников и родителей, но главное, она должна быть доступной. Для этого как нельзя более удачно подходят современные информационные технологии и средства коммуникации. В школе создана локальная сеть, охватывающая несколько учебных кабинетов, библиотеку, учительскую, административные кабинеты. Существует несколько десятков точек доступа к ней. С подключением школы к «быстрому» каналу такая конфигурация локальной сети позволит обеспечить возможность выхода в Интернет большого количества пользователей - учителей, учеников и родителей, проявляющих интерес к новым технологическим возможностям.

Взглянуть по-новому

Чтобы выполнить задачи всеобуча, мы должны пересмотреть свое отношение к уроку. Современные занятия должны проводиться с применением ИТ-технологий. Горизонты таких уроков безмерно широки, наглядность колоссальная, моделирование процессов, которое трудно увидеть в реальной жизни, - поразительное, а транслирование самой информации - высококачественное. В результате урок становится таким, что с него не хочется уйти даже отстающему ученику.

Существенным образом изменяется и деятельность педагога. Теперь она строится на глубокой психологической основе. Учитель строит вместе с учеником индивидуальную образовательную траекторию познания, взаимодействует на основе сотрудничества. При этом важно опираться на те сильные стороны развития личности, которые психологи называют доминантами. Часть домашних заданий также выполняется на компьютерах.

Эффективность выполнения закона о всеобуче зависит от грамотного сбалансированного расписания занятий в школе. При составлении расписания мы учитываем санитарные нормы, пики и спады мыслительной активности учеников, пожелания и возможности учителей. На протяжении трех лет наше расписание составляется и редактируется с помощью специализированной компьютерной программы «Хронограф Мастер 3.0». В конечном счете мы наблюдаем спад числа прогульщиков, снижение численности заболевших детей, меньшее количество жалоб со стороны родителей по поводу перегрузок учеников.

Простые профили

Незаменимую роль новые информационные технологии играют в реализации профильного обучения. С появлением цифровых образовательных ресурсов учителя химии, биологии, истории и других предметов смогли увлечь гораздо больше детей, чем раньше. Все это стало возможным, в частности, за счет использования дополнительной наглядной невербальной информации, поднятия своего «ИКТ-авторитета» в школе. Чего стоят, например, цифровая лаборатория «Архимед» и цифровой микроскоп на уроках физики, биологии и химии, мультимедийные клавиатуры на уроках музыки и на внеклассных занятиях, конструкторы роботов, используемые в проектной деятельности учеников, цифровая видео- и фотоаппаратура, с помощью которых дети готовят телевизионные репортажи, электронные портфолио и презентации.

И как результат - профили стали более востребованными. При этом сам учитель освободился от рутины и стал активным «проводником» ИКТ в свой курс. У него появилась возможность оптимизировать свою деятельность при подготовке к уроку, на уроке и после урока, стало реальным одновременно отрабатывать задания с несколькими учениками. Также с использованием ИКТ появилась возможность замены нескольких уроков одним.

Сложившаяся система профильного обучения пользуется большой популярностью среди родителей. Благодаря ей уменьшается отток из школы учеников, окончивших

9-е классы (раньше их было более 75 процентов), 9 из 10 выпускников школы поступают в учреждения высшего и среднего профессионального образования. А это, конечно же, воспринимается широкой родительской общественностью с одобрением, что, в свою очередь, укрепляет авторитет школы и повышает эффективность ее взаимодействия с семьей.

В сопровождении педагогов

и психологов

Ни одну задачу всеобуча в наших условиях нельзя реализовать без эффективно действующей системы психолого-педагогического сопровождения работы школы. Психологическое сопровождение сегодня также связано с ИКТ. Использование цифровых технологий повышает эффективность консультативной, диагностической, профилактической деятельности социально-психологической службы школы. В арсенале психолога - новейшие компьютерные программы для проведения и обработки результатов тестирования, ученического и родительского психологического всеобуча. Это помогает более эффективно отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его развития, создавать условия для развития личности и успешного обучения на основе диагностики с помощью индивидуальных и групповых развивающих программ, делать все необходимое для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Своевременная диагностика качества знаний помогает быстро и эффективно найти болевые точки, проблемы в изучении предметов у того или иного школьника, разобраться в причинах спада, разработать и принять систему мер по повышению качества знаний учеников. Так вот, показатель обученности у наших детей сегодня доходит до 60 и более процентов по профильным предметам в старших классах. Вся необходимая по всеобучу документация находится в школьном электронном банке данных, быстро сортируется, трансформируется, готовится к предъявлению.

Наглядная картина

Интерес школьника к предмету зависит не только от того, насколько компьютер используется при изучении различных школьных предметов, но и насколько сам учитель-предметник «продвинут» в применении новых технологий. Поэтому мы целенаправленно осуществляем работу по повышению ИКТ-компетентности учителей с помощью краевого Центра ФИО, районного ММЦ и РКЦ.

Проект ИСО, осуществляемый Национальным фондом подготовки кадров, - мощный ИКТ-ресурс деятельности школы, в том числе и для решения задач всеобуча. Благодаря участию школы в этом проекте в качестве апробационной площадки сегодня мы имеем более 200 цифровых образовательных ресурсов на CD- и DVD-носителях, 6 мультимедийных проекторов, ноутбуков, несколько цифровых лабораторий «Архимед», цифровых микроскопов, видеокамер и фотоаппаратов.

В школьном банке данных сейчас находится более 40 тысяч структурированных текстовых документов, таблиц, презентаций, около 18 тысяч цифровых фотографий, более 60 собственных видеофильмов. Это позволяет обеспечить наглядностью практически все образовательные области и группы по интересам.

Чтобы обеспечить техническую и методическую поддержку деятельности учителя и учеников в школе, были введены ставки лаборанта и заместителя директора по информатизации.

Чтобы обеспечить всех ребят современными книгами, в школе вот уже более 10 лет существует школьный библиотечный фонд учебников и учебно-методической литературы. Он обновляется ежегодно по решению родительского комитета и попечительского совета. 100 процентов детей могут найти здесь все необходимые учебники, а дети-сироты и дети из остро нуждающихся семей получают набор книг бесплатно.

Помимо традиционной бумажной литературы библиотека постоянно пополняется новейшими электронными учебниками и энциклопедиями, превращаясь, таким образом, в медиатеку. Установленный здесь компьютер находится в свободном доступе для учащихся и учителей, что позволяет им пользоваться электронными изданиями здесь же, в библиотеке.

Масштабное мероприятие

Для решения задач всеобуча по организации досуга, занятости детей во внеурочное время, профилактики правонарушений в школе создана широкая сеть кружков и творческих объединений по интересам. В текущем учебном году у нас действует 42 детских творческих объединения, которыми охвачены 80 процентов учеников. Причем сама система дополнительного образования тесно связана с учебным планом школы и служит мощным рычагом для развития интереса детей к изучаемому предмету, способствует усилению профориентации личности.

В эту систему включены широкие слои родительской общественности в качестве участников, помощников учителей, спонсоров. Грандиозным глобальным мероприятием, подводящим итог деятельности всей системы дополнительного образования за весь учебный год, стала благотворительная акция в поддержку школы - Большой школьный благотворительный концерт. Он проводится в сельском Доме культуры и становится праздником для всего села. Ход самого концерта сопровождается серьезными спонсорскими пожертвованиями в пользу школы, что укрепляет ее материальную базу. А выступления учеников затем неоднократно транслируются по сельскому телевидению.

Аналогичные по масштабам мероприятия, далеко выходящие за внутришкольные рамки, - это вечера встречи выпускников, новогодние вечера и утренники, чествование ветеранов Великой Отечественной войны в День Победы, День знаний, Праздник последнего звонка, школьный бал выпускников. В их подготовке и проведении принимают участие как родители, так и школьное ученическое самоуправление. Это помогает сформировать у детей важнейшие гражданские качества, умение брать на себя и нести ответственность.

Реализация всех этих мероприятий, в том числе деятельности ученического самоуправления, невозможна без эффективного ИКТ-сопровождения. Вовлечение в эту деятельность большого количества учеников и родителей напрямую решает задачи всеобуча.

Геннадий БАТИЩЕВ, директор школы №6; Сергей КАЛАШНИКОВ, заместитель директора школы №6 по ИКТ село Гофицкое, Петровский район, Ставропольский край