Педагогическое сообщество активно обсуждает вопрос: как должна развиваться методслужба и каково ее место в образовательной системе?

«Сегодня это пока служба сопровождения деятельности управлений образования, но нам бы хотелось, чтобы методическая служба стала службой развития муниципального образования, - говорит начальник координационно-методического отдела Нижегородского института развития образования Оксана Плетенева. - Поэтому с 1 января 2007 года мы и вступили в эксперимент, который проходит под руководством Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Москвы».

Тема эксперимента - создание региональной многоуровневой сетевой модели методической службы как службы развития. В этом длинном названии - несколько ключевых слов. Во-первых, сетевая модель. Во-вторых, многоуровневая, и речь идет об уровнях: Россия - регион - муниципальное образование и школа. Это модель, которая должна в конечном итоге создать некое видение регионом муниципальной методической службы. Экспериментальными площадками стали методические службы пяти муниципалитетов: городов Дзержинск и Павлово, а также Сосновского, Лысковского и Бутурлинского районов, где преобладают сельские школы. В результате эксперимент везде пошел по разным направлениям. В некоторых районах в первую очередь стали менять структуру методической службы, оставляя ту же самую содержательную часть. В других стали менять содержание МС, не трогая прежнюю структуру. По словам Оксаны Плетеневой, к этому процессу еще присоединились около десяти районов области, где также происходят подобные изменения, но они не оформлены в качестве официального эксперимента. Разные условия муниципального образования заставляют создавать разные модели. А организаторы эксперимента, в том числе и сотрудники Нижегородского института развития образования, отслеживают ситуацию и корректируют ее, поправляя программы, проводя семинары, консультации, встречи с авторскими коллективами.

Курсовая подготовка нижегородских методистов также имеет несколько направлений. «Как промежуточный эксперимент с нашей стороны мы создали образовательную программу повышения квалификации методистов и руководителей методических служб, участвующих в эксперименте, - продолжает Оксана Плетенева. - Называется она «Научно-методическое обеспечение и сопровождение инновационных процессов в образовании». Такая программа в принципе необычна для нашей системы. До начала эксперимента у нас не было системного повышения квалификации методистов, так как в основном методистов посылают учиться на курсы в Москву. А денег у муниципалитетов на такие расходы не хватает, поэтому у нас и произошел, можно сказать, прорыв в этом направлении. Первым шагом к прорыву стало то, что в 2007 году мы впервые запустили образовательный курс «Теория и практика деятельности муниципальных методических служб (ММС)». А вторым шагом стала сама программа, основная цель которой - развитие профессиональной компетентности специалистов методических служб в области проектной, исследовательской, экспертно-аналитической деятельности, а также формирование комплекса умений, необходимых для научно-методического сопровождения инновационных процессов.

Технология реализации программы состоит из трех структурных модулей. Первый модуль - информационный, где дается вся информация, необходимая нашим слушателям для того, чтобы разрабатывать программы научно-методического обеспечения и сопровождения инновационных проектов. А второй модуль - проектный. Здесь уже прямо в рамках курса, в ходе групповых дискуссий происходит анализ ситуаций, сложившихся в муниципальных системах образования, и вырабатываются основные концепции инновационных преобразований, формулируются идеи будущих инновационных проектов МО. И третий модуль - рефлексивно-экспертный, где мы со слушателями оцениваем презентацию проектов (основы экспертизы даются в информационном модуле) и перспективу их внедрения в реальную практику. Таким образом, получается, что весь курс имеет практическую направленность для развития муниципального образования. Кроме того, в последнем модуле запланированы выезды на экспериментальные площадки.

В планах работы НИРО эта программа заложена для участников эксперимента. Однако она открыта и для тех методических служб районов, кто не участвует в эксперименте, но интересуется этой темой. Только вот здесь порой начинаются сложности. Авторы программы в основу ее заложили работу с проектными командами не менее трех человек. Но отправить на курсы сразу троих методистов - прежде всего финансовая проблема для районных властей и руо.

Поэтому методисты-неэкспериментаторы, которых в Нижегородской области подавляющее большинство, повышают свою квалификацию стандартно. Увеличивается количество посылаемых в Московскую академию повышения квалификации, где каждый год на кафедре образования проходят курсы. В прошлом году от Нижнего Новгорода ездили двое, в этом году - уже пятеро. Курсы в НИРО «Теория и практика деятельности ММС» рассчитаны на заведующих информационно-диагностических кабинетов и методистов и меньше ориентированы на инновационные процессы, а больше освещают вопросы текущей деятельности. Это как раз именно повышение квалификации в целом - ознакомление с новыми документами, с опытом работы других методических служб. Районные методисты в этом случае сами приезжают в НИРО, но в рамках курсовой подготовки они обязательно выезжают в муниципалитеты посмотреть работу тех методических служб, чей опыт представляет наибольший интерес.

Сейчас в Нижегородской области активизируется интерес к деятельности муниципальных методических служб. У самих методистов появляется желание показать свою работу, продемонстрировать свой потенциал. Это замечают и преподаватели Института развития образования. Все больше становится тех, кто готов участвовать в различных мероприятиях, публиковать свой опыт работы в методических сборниках института. В прошлом году в НИРО появился и новый общественный орган для руководителей методических служб районов - Методический совет, председателем которого стал ректор института Николай Бармин.

Нижний Новгород