Красота и техника, по мнению Татьяны Станиславовны Горбуновой, ректора Института развития образования Омской области (ИРООО), - не только необходимые условия успешного обучения, но и атрибуты, подчеркивающие уважение к труду учителя со стороны власти и общества. Вряд ли из почти 50 тысяч педагогов и научных сотрудников Омской области найдется хоть один, кто не был здесь - на курсах, консультациях, семинарах, конкурсах. Именно сюда каждый понедельник из районных центров приезжают руководители муниципальных методических служб - за советом и помощью. В составе ИРООО сегодня 45 преподавателей, 26 из которых имеют ученые степени. Но и те, которые пока не «остепенились» - отличники народного просвещения, почетные работники образования, заслуженные учителя. В Институте развития образования работают практики. Потому что, по словам Горбуновой, вряд ли кому-то придет в голову учиться у хирурга, который никогда не оперировал.

Как и прежде, в ИРО педагоги Омской области традиционно и регулярно - раз в пять лет - повышают квалификацию. Правда, курсы за годы труда изменились - по словам «курсантов», они стали более выстроенными, системными, практико-ориентированными. Преподаватели ИРООО уже на первой установочной лекции убеждают коллег в том, что надо использовать все возможности обучения, и от индивидуальных консультаций на любой кафедре, посещения библиотек, дружеского общения дойти до осмысления собственного опыта. В курсах повышения квалификации появился такой блок. Оказывается, осмыслить собственный опыт не так просто - так же, как осмыслить свою жизнь. А нужно, потому что, по мнению преподавателей ИРО, «пророков» больше всего именно в своем Отечестве, надо только их разглядеть. Может, он сидит рядом с тобой, а может быть, «пророк» - это ты и есть? Именно направленность на личность педагога отличает работу Института развития образования. Ведь повышение квалификации сегодня - не просто бумажка с печатью, позволяющая работать дальше, как работали. Работать нужно по-новому!

- Нашими помощниками, нашей опорой на местах, разумеется, стали муниципальные методические службы. Главная их задача сейчас - сопровождение инновационных процессов. И если лет 15 назад, говоря об инновациях, мы имели в виду отдельных людей, то сейчас инновационные процессы идут сверху - организованно, системно, целостно. Остро встает вопрос: готовы ли к этому педагоги, те, кто должен ими заниматься? Уровневая модель методического сопровождения - федеральная методслужба, региональная, муниципальная - помогает двигаться дальше. Муниципальные методслужбы ближе всего к людям, именно они являются проводниками передовых идей. И именно они могут и должны отвечать на вопрос: как это сделать? Самим педагогам часто некогда взглянуть на собственный опыт чуть-чуть со стороны. Они понимают свою задачу как воспитание и обучение детей, часто недооценивая себя. Специалисты муниципальной методической службы могут и должны разглядеть крупинки «золота» в каждом. И подтолкнуть к развитию. Это большая организационная работа, ведь педагог не всегда может сам вовремя получить информацию, которая необходима. Это организация семинаров, конференций, помощь в создании документов - от календарных планов до отчетности - постоянный мониторинг. Это индивидуальная работа с каждым. И в конце концов - распространение опыта. Выявить и пропагандировать его мало. Мы говорим сейчас о десиниминации, а она предполагает приращивание опыта. Сотрудников муниципальных методических служб, к сожалению, не готовят вузы. Хотя, наверное, это и невозможно - они вырастают из практики, из собственной успешности, активности, заинтересованности. Собственно, теперь методслужба берет на себя функцию «учителя учителей».

Методические службы в районах области небольшие. Как правило, три-четыре человека. Небогатые. Как говорит Татьяна Владимировна Головина, проректор ИРО, доцент кафедры экономики и управления образованием, бедные, но интересные. В прошлом году к ней за консультацией обратилась Валентина Александровна Шульгина, руководитель методической службы Большереченского района. Эта служба давно уже сотрудничала со многими научными учреждениями, в том числе с Институтом социальных исследований сельской школы РАО. Школы района, подпитавшись передовой мыслью, пробовали, экспериментировали. Пора было уже систематизировать опыт. Методическая служба Большереченского района под научным руководством Головиной стала работать с каждым руководителем школы. Именно администраторы в первую очередь должны были понять, насколько важен проектный подход в управлении образованием. Теперь каждая школа района - сельского, отдаленного - имеет свою программу развития!

- Когда есть программа развития, можно говорить о том, что есть стратегия управления учреждением по крайней мере на ближайшие пять лет. Движение выстроено - уже оттого, что сформулирована проблема. Вместе с методической службой района каждая школа сначала проанализировала существующие проблемы, определила свою миссию, вывела свои задачи. Программы у школ разные - Большереченская первая, например, вышла на управление качеством образования, маленькая в селе Такмык - на развитие этнокультурного компонента. Есть программы, посвященные здоровому образу жизни, причем в более широком смысле, чем принято: ЗОЖ как признак жизнеспособной в социуме личности. Уже разрабатывая программу, педагоги стали понимать сами и показывать обществу, насколько важны проблемы, насколько готово учреждение решать их. Меня радует, что созданные программы неформальны. В конце года коллективы анализируют свою деятельность, предварительно выработав критерии, по которым определяют успех или неуспех работы. И обязательно публично отчитываются, не боясь показывать свои ошибки, а значит, уже этим начав исправлять их. Методическая служба не убеждала никого, а показывала, что такое методологическая культура, методологическое мышление, насколько это важно вообще и в рамках нацпроекта «Образование» в частности - то есть насколько важно учиться обобщать и показывать свой опыт, как личный, так и коллективный. Когда управленческие задачи совпадают с личностными, можно говорить, что работает команда. Изначально мы говорили о диалоге школы и семьи, создавая ряд проектов, где родители становились партнерами. Теперь получился полилог, потому что в нем задействованы и власти, и общественные организации, и наш институт. Самым важным мне кажется, что произошли изменения в сознании педагогов. Именно это, а вовсе не конспектирование лекций для учителя означает повышение квалификации. Школы стали больше общаться с родителями, узнавать среду и реагировать на ее изменения. В Большеречье давно методслужба организует малые научные чтения. В прошлом году устроили олимпиаду для педагогов, а нынче - представьте - для руководителей школ! Ведь мало знать, надо еще и пробовать, а такие формы позволяют определить собственные силы. Главное - педагоги района стали другими. Когда в начале прошлого года мы говорили с ними, они все сводили к проблемам материальным, к трудному настоящему. Они не думали о будущем своем и школы. Да, они, конечно, знали, что ценность школы - это ребенок. Но отчитываться-то им приходилось по формальным признакам, которые волей-неволей становились на первое место. Сейчас происходит осмысление. И люди стали меняться, им захотелось работать над собой. Отношения с детьми стали иными! Недавно Большереченскому району присвоен статус федеральной экспериментальной площадки.

Благодаря ИРО у муниципальных методических служб с каждым днем все больше работы. К традиционным конкурсам российского уровня ИРО регулярно добавляет свои, областные. Конкурсы - это, конечно, отчеты, но, как считает Татьяна Георгиевна Кочина, заведующая отделом педагогического опыта и аттестации педагогических кадров, прежде всего - перед собой. Фестиваль педагогических проектов, подхваченный методслужбами районов, сегодня стал массовым. Создавая проект, учитель, наверное, не сможет совершить открытие мира, зато совершит открытие себя. В Институте развития образования Омской области, силы для муниципальных методических служб отнюдь не руководящей, но объединяющей и направляющей, считают, что повышение квалификации учителей начинается именно с таких открытий!

Омск