В сентябре 2006 года в Воронеже состоялся областной этап Всероссийского смотра-конкурса «Методическая служба - образованию России» - первого общероссийского конкурса такого уровня для методистов. В рамках областного этапа был проведен свой смотр-конкурс муниципальных методических служб Воронежской области. В результате конкурсные материалы муниципальной методслужбы Воронежа названы одними из лучших. Также отмечена подготовка нововоронежцев и методистов сельских районов - Лискинского, Рамонского, Семилукского и Таловского.

- В Воронежском городском учебно-методическом центре 38 сотрудников, - рассказывает Людмила Воробьева. - Среди них четверо имеют звание «Заслуженный учитель», 12 отличников просвещения, и все сотрудники с высшей квалификационной категорией, многие награждены различными грамотами. Конкурс «Методическая служба - образованию России» для нас стал первым серьезным профильным конкурсом такого уровня. В рамках конкурса мы подготовили пакет нормативно-правовых документов о нашей деятельности и обобщили большой объем материала из опыта работы нашего центра. Также представили свои предложения по проблемам методслужбы, суждения о значимости службы в рамках муниципалитета и представили свой проект развития на перспективу.

Одна из интересных страниц в истории создания УМЦ - годы работы районных и городского методкабинетов. В каждом районе была создана гибкая методическая служба с привлечением опытных учителей-практиков из школ. Главным направлением такой формы работы стала адресная помощь учителю. Как говорит Людмила Вячеславовна, методиста приближали к школе и учителю, потому что гибкая методслужба означала привлечение к работе лучших учителей района. То есть, кроме штатных методистов, которых было немного, например, в Левобережном районе всего трое, остальные четыре ставки делили на четыре части, и на 0,25 ставки приглашали к сотрудничеству лучших учителей района, которые вели и возглавляли районные методобъединения по предметам. Каждый из этих педагогов отвечал за адресную помощь в рамках своего предмета, будучи заведующим методобъединения.

- Нам было очень удобно, - вспоминает Людмила Вячеславовна, - потому что знали каждого учителя, каждую школу. И на них работали.

Сейчас в Воронеже районных методических кабинетов нет, и вся работа сосредоточена в городском УМЦ. Центр имеет сертификат о том, что материалы из опыта работы «Основные направления деятельности ГИМЦ по информационно-методическому обеспечению педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений Воронежа» занесены в Республиканский банк педагогической информации. Ежегодно именно благодаря энтузиазму и творческой позиции сотрудников центра в Воронеже проводится целый ряд мероприятий для педагогов города. Это и методический фестиваль «Скажем все друг другу «Браво!», представляющий обширную панораму методических идей руководителей и заместителей руководителей учреждений образования. Еще одно значимое мероприятие, пользующееся заслуженной популярностью в городе, - это конкурс для начинающих учителей «Молодость. Мечта. Мастерство», проходящий под девизом: «Учитель с буквы большой, с молодой и прекрасной душой». Задача конкурса не только в выявлении талантливых, творчески работающих молодых педагогов и руководителей школ, но и в содействии росту профессионального мастерства участников, а также в организации обмена творческими находками. Конкурс «МММ» появился в 1994 году и с тех пор проводится ежегодно, хотя в конце 90-х были неоднократные попытки перенести его или даже закрыть. К счастью, этого не случилось, и сегодня у начинающих учителей Воронежа есть свой собственный конкурс, к которому они готовятся с полной отдачей. За прошедшие годы в этом мероприятии приняли участие около 1000 молодых педагогов и руководителей образовательных учреждений города.

Единый информационно-методический день и административно-педагогическая мастерская, конечно, не настолько заметны, как конкурсы и фестивали, но не менее популярны. В течение всего года раз в месяц проводится единый методический день. Его темой становится проблема, заявленная большинством школ и требующая методического решения. Работа строится из трех блоков. Первый - теоретический, когда дается вся теория, имеющаяся по данной проблеме на сегодняшний день. Второй блок материалов - методический, третий - практический, когда сотрудники центра рассказывают и показывают имеющийся по данной проблеме опыт работы школ города. Кроме этого педагоги и руководители получают на руки электронную версию всех материалов.

Административно-педагогические мастерские тоже проводятся раз в месяц. Это новая форма работы со школами - победителями национального проекта. В течение дня школа встречает коллег-педагогов из других учебных заведений, и все рассказывают о своей работе.

С УМЦ сотрудничают большинство известных и уважаемых воронежских педагогов. Например, Алла Васильевна Золотарева - народный учитель России, руководитель Центра дополнительного образования детей и молодежи (о ней «УГ» писала неоднократно), является научным консультантом центра, курирующим профильную и предпрофильную подготовку. При ее непосредственном участии центром проводятся краткосрочные заочные и очные курсы для руководителей и педагогов образовательных учреждений, причем вести эти курсы приглашают сотрудников московской АПКиПРО. Это, по словам Людмилы Воробьевой, очень перспективная форма, которая позволяет воронежским учителям не просто увидеть науку в чистом виде, но и пообщаться непосредственно с авторами инновационных идей и проектов:

- Такие встречи дают не только знания, но и эмоциональный заряд для творчества. АПКиПРО для нас сегодня - это очень мощный методический центр, и мы очень благодарны руководителям и сотрудникам. В основе нашей деятельности методического сопровождения всех учреждений образования города по всем направлениям лежат методические рекомендации Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Большая часть методистов Воронежского центра прошла курсовую переподготовку именно в этой академии. И если для меня, как для директора центра, предусмотрены недельные курсы повышения квалификации, когда я могу съездить в Москву и поучиться там, то для обычных методистов такие поездки и учеба не предусмотрены. Все упирается в недостаток финансирования. Но у нас есть хорошие помощники - фирма «Амиталь». Благодаря ей сотрудники нашего УМЦ имеют возможность съездить в Москву на курсы.

Недостаточное финансирование - не единственная проблема в работе центра. По словам заместителя директора УМЦ Марины Бочаровой, есть масса проблем организационного характера. В первую очередь это касается материально-технической базы. На сегодняшний день методисты во многом работают на своем энтузиазме. В центре собран огромный материал не только по предметам и по всем направлениям работы, но даже готовы к изданию книги по истории образования в городе Воронеже. Увы, издать пока удалось только одну книгу.

Но, пожалуй, самой острой проблемой уже в течение нескольких лет остается вопрос о статусе методической службы. Нормативно-правовая база никакой конкретики в отношении методических служб не дает. До сих пор руководствуются документами 1985 года - приказом Минпросвещения о формировании штатов. Именно отсутствие современных действенных документов на сегодняшний день не дает возможности центру получить статус учреждения дополнительного образования. В итоге методисты оказались в непонятной ситуации.

- С одной стороны, мы методически сопровождаем работу педагогов школ, управленцев, помогаем в решении задач, поставленных нацпроектом «Образование», проводим конкурсы, помогаем в организации ЕГЭ, а с другой стороны, мы по-прежнему не являемся учреждением образовательного направления, учреждением допобразования, - говорит Людмила Вячеславовна.

Именно отсутствие этого статуса не дает нам возможность разработки собственных учебных программ и планов. Мы также не имеем возможности напрямую работать с детьми, потому что мы - не образовательное учреждение. И мы не имеем права давать экспертные заключения или возглавлять экспертизу тех или иных программ, планов и так далее. То есть наша функция в соответствии с уставом сводится к одному: методическая поддержка образовательных учреждений на основании их адресных заявок. У нас есть карты целевой поддержки, каждая школа направляет нам заявку, и мы по ней работаем. Но это - минимум, мы способны на большее. Поэтому, не имея статуса, мы фактически работаем в режиме учреждения допобразования.

Методисты очень надеются, что это несоответствие между статусом и объемом выполняемой работы будет ликвидировано. На сегодняшний день муниципальной власти всего лишь рекомендовано присваивать методическим центрам статус учреждения допобразования. Однако рекомендации, в сущности, ни к чему не обязывают, и на методической службе продолжают экономить.

Воронеж