Досье «УГ»

Основные модели учреждений муниципальной методической службы: научно-методический центр (82), информационно-методический (диагностический) центр (кабинет) (384), методический центр (кабинет) (1210), методический отдел (сектор) в структуре органа управления образованием (322), другие модели (208) - это муниципальные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, ресурсные центры, центры повышения квалификации педагогических кадров, учебно-методические центры, организационно-методические центры, информационно-образовательные центры. Модели методических учреждений определяются потребностями и особенностями состояния и развития общего образования в муниципальном пространстве, ведущими направлениями в работе с педагогами, руководителями образовательных учреждений, уровнем экономического состояния региона.

В учреждениях муниципальной методической службы работают более 26 тысяч методистов.

- Эдуард Михайлович, что собой представляет современная методическая служба?

- Система дополнительного профессионального образования, существующая в России, имеет два уровня - федеральный и региональный. И только у одной подсистемы - дополнительного педагогического образования - есть еще и муниципальный уровень, так называемые муниципальные методические службы.

В настоящее время в России сложилась многоступенчатая - многоуровневая - система методической службы - на школьном уровне представленная методическими объединениями учителей-предметников (межпредметными объединениями). В административных районах - районными методическими центрами (кабинетами), объединяющими районных методистов по разным направлениям деятельности образовательных учреждений. В крупных городах и в субъектах Российской Федерации методические службы в виде кабинетов либо кафедр входят в состав структурных единиц многопрофильных учреждений постдипломного педагогического образования.

- Кто и как учреждает муниципальную методическую службу? И каково правовое положение и статус методической службы?

- В структуре системы образования методическая служба подчиняется учредителю, как правило, органу управления образованием. По законам организации структура и функции взаимосвязаны и взаимообусловлены, функция не может существовать без ее носителя. В этой ситуации большинство органов управления образованием перекладывают часть управленческих и значительную часть организационных функций на методические службы. Это вполне возможно, потому что нормативная база деятельности методических служб (можно посмотреть Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования, письмо Минобразования РФ от 09.03.2004 №03-51-48 ин/42-03) содержит достаточно размытые формулировки их функционала. А это позволяет органам управления образованием на правах учредителя его бесконечно расширять. Естественно, нарастание объема организационных и инспекторских функций идет в ущерб реализации методической функции.

Соучредителями выступают государственные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, другие юридические лица. Отношения муниципального методического учреждения с учредителем и соучредителем регулируются договором, заключенным между ними в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

- Эдуард Михайлович, жизнь не стоит на месте. Меняются и методические службы, хотя их традиционно принято считать консервативными. Что изменилось в деятельности методической службы за последние 5-10 лет?

- Существуют методические службы столько, сколько существует вся система повышения квалификации педагогов, то есть 80 лет, и, конечно, их деятельность в контексте системных изменений в области образования тоже должна меняться.

В последнее десятилетие во многих российских регионах идет интенсивный поиск новой модели организации методической работы на муниципальном уровне.

Так, в Самарской области - это ресурсные образовательные центры, обеспечивающие потребности сети муниципальных образовательных учреждений в повышении квалификации кадров, сервисной поддержке, организации всех видов услуг, содействующих эффективному развитию системы образования. В Красноярском крае - сетевой центр профессионализации; в Хабаровском - реализуется модель системы повышения квалификации и методической поддержки педагогов в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). Муниципальные методические службы Нижегородской области, ЗАТО Железногорска Красноярского края, города Кропоткина Краснодарского края, Томска, являясь площадками АПКиППРО, работают в экспериментальном режиме, апробируя модель сетевой организации методической работы.

- А как конкретно организует свою работу с учителями методическая служба?

- Муниципализация системы образования привела к тому, что многие проблемы вынужденно решаются на местном муниципальном уровне. Муниципальные системы образования определяют инновационные изменения в муниципальном образовательном пространстве. Решение стоящих перед муниципальной системой образования проблем во многом зависит от уровня квалификации педагогических кадров, их знаний, методической оснащенности, опыта, профессионализма. Часть методических служб, как правило, это в большей мере сельские районы, работают с учителями по старинке: проводят семинары, информационные совещания, конкурсы... Но в последнее время образовательное пространство формируется методической службой как соорганизация людей с конкретным необходимым для образовательного процесса содержанием, квалифицированным как ресурс для решения образовательных задач других нуждающихся в этом педагогических и управленческих кадров: часть образовательных потребностей реализуется силами педагогического потенциала муниципальной системы образования, при необходимости привлекаются представители вузов, института повышения квалификации. Важно отметить и то, что содержание образовательного пространства задается не только проблемами, но и стратегией развития муниципальной системы образования.

Надо заметить, что деятельность муниципальных методических служб по обеспечению условий для роста профессиональной компетентности учителей характеризуется сегодня ярко выраженным противоречием, снижающим ее эффективность. Оно связано прежде всего с необходимостью оперативных изменений во взаимодействии субъектов образовательной системы, имеющих не предписывающий, а проектировочный характер, не только и не столько информировать, сколько способствовать развитию субъектно-авторской позиции педагога.

- А что изменилось в работе методистов в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Образование»?

- В настоящее время содержание работы учреждений муниципальной методической службы с педагогами ориентировано на основные приоритеты развития российского образования. Особое значение в деятельности методистов приобретает их участие в распространении и методическом сопровождении освоения полезных результатов, полученных в рамках конкурсов ПНПО. В этом процессе муниципальная методическая служба выполняет функцию архитектора диссеминационной сети: описывает опыт (карты инновационного педагогического опыта); организует мероприятия и действия по проектированию и конструированию сети пилотных и стажерских площадок для адаптации опыта и его передачи в массовую практику; консультирует субъектов инновационного опыта по оказанию им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта. Включение учителей-практиков в такую работу требует предварительной подготовки, которая выражается в обучении технологии обобщения педагогического опыта, а затем серьезного научно-методического сопровождения, что является делом учреждений повышения квалификации и методической службы. В связи с реализацией ПНПО меняется и традиционная структура ММС: приоритет - инновационные процессы.

- Как взаимодействует методическая служба с региональными ИПК и АПКиППРО?

- Процесс изменения ММС в МС нового типа не может быть стихийным и неуправляемым: координационная деятельность АПКиППРО и региональных ИПК способствует укреплению, развитию ММС. Как это осуществляется на практике в АПКиППРО? Это исследования, направленные на развитие ММС: «Организационно-методическое и нормативно-правовое обеспечение функционирования МС в системе образования РФ» - 2003 год; «Разработка концепции и механизмов взаимодействия ОУО и МС всех уровней с учреждениями ПК педкадров» - 2004 год; «Сетевое взаимодействие методических служб на федеральном уровне» - 2005-2010 годы. Это ежегодное - более 1500 человек - повышение квалификации руководителей ММС на курсах; консультирование методистов в реальном и дистанционном режимах; на сайте «Сеть творческих учителей» в мае 2007 года открыто сообщество «Методические службы системы образования России», где на форумах обсуждаются актуальные проблемы образования. В 2006-2007 годах проведен первый Всероссийский смотр-конкурс «Методическая служба - образованию России», который позволил выявить изменения в содержании, организационной структуре, формах работы учреждений ММС; зафиксировать новые идеи и современные технологии организации методической работы; повысить престиж труда методистов; привлечь внимание общественности и органов исполнительной власти субъектов РФ, Министерства образования и науки РФ к проблемам методической службы регионов. Сейчас ММС - финалисты смотра-конкурса - привлекаются к работе в разные проектах академии.

- Эдуард Михайлович, наверняка в работе методических служб есть и свои проблемы. Что мешает работе методистов?

- Во-первых, сложившиеся противоречия между потребностью в методических услугах на муниципальном уровне и отсутствием нормативно-правовой базы федерального уровня вызвали большие затруднения в период реализации административной реформы в соответствии с Федеральным законом №131 и порождают ряд проблем при организации работы ММС сегодня. Деятельность методиста, связанную с деятельностью учителя, очень часто подменяют инспектированием. Методист может быть включен во всякого рода деятельности, порою не связанные с его должностными обязанностями. Методистов привлекают для разного рода проверок, написанию справок и отчетов для вышестоящих инстанций, подготовке различных документов, организации мероприятий, выхолащивая в их сознании собственно методическую деятельность. Во-вторых, материальная база ММС в ряде случаев слабая: большинство не имеют средств на ведомственную подписку и постоянный доступ к образовательным ресурсам сети «Интернет», приобретение необходимой для работы с учителями методической литературы, цифровых образовательных ресурсов, видеотехники, компьютеров, множительной техники. В-третьих, устарели нормативы штатного расписания муниципальных методических кабинетов (последний документ - «Типовые штаты районных и городских (городов, не имеющих районного деления) методических кабинетов системы просвещения», приказ Министерства просвещения СССР от 05.12.1985 №209), так как значительно расширился спектр предлагаемых методических услуг - опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность, научно-методическое сопровождение реализации приоритетного национального проекта «Образование». В-четвертых, в квалификационно-тарификационном справочнике отсутствуют характеристика квалификации методиста, требования (государственный стандарт) к уровню квалификации специалиста муниципальной методической службы; отсутствует базовая профессиональная подготовка по специальности «методист» в вузах. Сегодня методист не защищен и по многим социальным параметрам.

- Эдуард Михайлович, какие перспективы вы видите в дальнейшем развитии муниципальных методических служб?

- Переустройство существующего всегда требует взгляда на нынешнее состояние из будущего, из той действительности, которую хотелось бы построить. Если рассматривать методические службы как звено в системе, обеспечивающей практическую реализацию образовательной политики, становятся понятны перспективы ее развития: она должна превратиться в ресурсный центр по сопровождению образовательных реформ, обладающий самыми качественными на сегодняшний день ресурсами развития образования - кадровыми, методическими, информационными, программными, техническими, материальными и другими.

Исследовательская работа Академии ПКиППРО направлена сегодня на преобразование сложившейся системы муниципальной методической службы, на разработку концептуальной модели сетевого взаимодействия методических служб на федеральном уровне, определение условий ее реализации (формы и способы совместной деятельности) и выработку механизмов внедрения данной модели в практику. Такое взаимодействие будет способствовать росту субъектного потенциала муниципальных образовательных систем. Организационно-структурные изменения в ММС также предлагаются на основе сетевой модели, где учреждение муниципальной методической службы выполняет функцию координационного центра.

- Эдуард Михайлович, в медицине существуют должности главных врачей, главных терапевтов, хирургов. Кого можно было бы по аналогии с врачами назвать «главными методистами»?

- Главный методист - это профессионал, компетентный специалист в полном смысле этого слова!

Размышляя о судьбе методической службы в целом, мы понимаем, что она не может оставаться неизменной, она должна постоянно совершенствоваться в зависимости от развития и требований, предъявляемых обществом к современному образованию.