Их я пыталась воспитывать по науке: выписывала журнал «Семья и школа», брала педагогическую литературу в библиотеке. Когда дети стали постарше, какое-то время выписывала «Учительскую газету». Все это мне, конечно же, помогло в воспитании детей. И вот дети выросли, а потребность в общении с маленькими осталась. И я пошла работать в детский приют. В моем приемном отделении бывало до 10-12 детей разных возрастов (от 3 до 16 лет). Сюда попадали дети из неполных семей, из семей неблагополучных, сироты при живых родителях (родители таких детей были лишены родительских прав) и дети, родители которых умерли. Разные судьбы и судьбы, нелегкие уже с детства. Я постоянно спрашивала себя, смогу ли я хоть чуть-чуть отогреть эти замерзшие души, души детей, видевших так много горького и злого за свои короткие жизни?

Очень часто эти дети меня раздражали: конечно, ни воспитанием, ни манерами они не отличались, да и откуда всему этому было взяться? Поначалу было очень тяжело, особенно психологически. Кроме того, сказывалось отсутствие опыта. Но постепенно я поняла, что если любить детей по-настоящему, то придет главное: ты будешь понимать ребенка, видеть его изнутри. Кроме того, дети как никто другой чувствуют искренность отношений и ценят это. Главное - любить ребенка. Из этого исходил великий педагог Януш Корчак. Из его книг я поняла, что нет готовых рецептов в воспитании детей: нужны знания и безграничная любовь к детям.

Я перебираю в памяти день за днем своей работы в приюте и прихожу к выводу, что каждый день, несмотря на все трудности, приносил мне хоть маленькую, но радость: или трехлетний малыш, который до этого постоянно плакал по ночам и звал маму, вдруг прижмется со словами: «Я люблю тебя», или 12-летний пацан, с которым неделю боролась, чтобы не курил в отделении и не ругался нецензурными словами, который постоянно хлопал дверьми и кричал: «Я сбегу отсюда!», вдруг в какую-то благостную для себя минуту неожиданно скажет мне: «Марианна Рувимовна! Давайте поговорим!» Такие минуты я считаю своей маленькой победой. Ради таких минут и стоило выбирать профессию воспитателя.

Марианна ПОЛОНСКАЯ, социальный педагог средней школы №1299, Москва