- Александр Александрович, известно, что школьные учителя испытывают большие перегрузки. Насколько серьезна эта проблема?

- Вопрос стоит достаточно остро. Эти перегрузки таковы, что у медиков и психологов, которые занимаются здоровьем учителей, появился даже термин «синдром эмоционального выгорания». На двух последних конференциях по психологии образования почти каждая научная секция уделяла внимание этой актуальной теме. Оказалось, что среди работников «коммуникативных» профессий, подверженных этому синдрому, школьные педагоги составляют 40-60 процентов - больше всех. Причин две. Первая, внешняя, очень заметная причина - социальная неустроенность (низкие заработные платы, бытовые проблемы, острый квартирный вопрос), а также перегрузки во время уроков и общения с детьми. Вторая, внутренняя, менее заметная, но очень важная - невладение современными методами быстрого восстановления своих психических сил и наличие в явной или неявной форме вредных эмоциональных навыков, таких, как обидчивость, раздражительность, гнев, и других.

- Каково проявление этого тревожного синдрома?

- «Состояние эмоционального выгорания» выражается, если пользоваться строгой научной терминологией, эмоциональной лабильностью, психической неустойчивостью и деперсонализацией. А проще говоря, перегруженные работой и недовольные своим социальным положением педагоги не всегда владеют своими эмоциями и зачастую «срываются», травмируя и себя, и учеников. Внешне этот синдром проявляется в виде высокой раздражительности и потерей интереса к работе. Кроме того, это состояние, как правило, приводит к появлению целого ряда психосоматических заболеваний.

- Очевидно, обычных методов недостаточно для решения проблемы? Почему?

- Дело в том, что с помощью медикаментозных средств утомленный педагог хоть и становится более сдержанным, но не меняет характер своего реагирования в отношении тех, кого он обучает. Он внутренне остается напряженным, а потерю энергии компенсирует медикаментами, напрасно рассчитывая, что это ему поможет стать спокойным и доброжелательным. Недостаток психофизических и психологических тренингов заключается в том, что они хоть и дают поначалу хороший результат, но уже через два-три месяца (или несколько более) эти навыки угасают. Психологическое консультирование помогает обычно в конкретных случаях, но человек, как бы его ни вооружали советами, не меняется от этого внутренне. Во всех этих случаях старые навыки через некоторое время берут верх, потому что новые конструктивные навыки пока отсутствуют.

- В чем вы видите выход?

- Мы предлагаем вернуться к хорошо забытому старому - к аутогенным тренировкам, но уже на новом уровне. Термин «аутогенные тренировки» ввел в 1932 году доктор Шульц. Они широко распространялись в свое время, но массового освоения так и не получили. Много замечательных книг Владимира Леви посвящены этому вопросу. И много энтузиастов пытались освоить аутогенную тренировку по этим книгам. Хороший пример использования аутогенной тренировки: Штирлиц в фильме «Семнадцать мгновений весны». Он, сидя в автомобиле, закрывает глаза, самостоятельно погружается в аутогенное состояние и за полчаса полностью восстанавливает свои силы. Но недостаток прежнего метода заключался в том, что обучение аутогенной тренировке в том виде, как ее демонстрировал Штирлиц, требовало очень длительных усилий: месяцами, годами люди тренировались и не могли убедиться, получается у них это или нет. В методике, по Шульцу, считалось, что долговременное мысленное повторение формул расслабления должно в конце концов привести к расслаблению. Со времен Шульца и до наших дней в многочисленных статьях, книгах, энциклопедиях печатаются тексты аутогенных тренировок для их запоминания и проговаривания. Для нас было научной задачей найти причины, почему такой хороший метод самооздоровления и самосовершенствования не получил массового освоения. Главная трудность, и ее мы назвали большой методической ошибкой, заключалась в том, что раньше, по Шульцу, тренирующимся давались рекомендации запоминать наизусть и проговаривать длинные аутогенные тексты: «Моя левая нога расслабляется...», «Моя правая рука расслабляется...». И затем рекомендовалось наблюдать за результатом расслабления. Такое переключение внимания со слов на результат наблюдения происходило в течение получаса десятки раз.

Действительная цель аутогенной тренировки - затормозить деятельность левого полушария: хранилища слов, текстов, формул, стереотипов. Но по этой методике мысленное припоминание и проговаривание текста приводит, наоборот, к активизации левого полушария. Нельзя рекомендовать водителю одновременно нажимать на тормоз и на газ. Выполняя аутогенную тренировку так, человек постоянно «выскакивает» из спокойного состояния, переходит снова в напряженное, активное состояние ума и потом опять впадает в расслабленное состояние. И эффективность расслабления при такой тренировке будет заведомо очень мала. Мы изменили этот метод. В нашей новой аутогенной тренировке нет рекомендаций мысленного проговаривания аутогенных формул. Роль ведущего берет на себя магнитная запись вашего голоса или профессиональная запись. И теперь человек, который занимается по нашей методике, не повторяет ничего, а просто слышит команды и автоматически следует за ними. Функции ведущего и ведомого должны быть всегда разнесены, и это устранило основную ошибку метода и несравненно повысило эффективность аутогенной тренировки. Теперь она стала получаться с первого раза.

- В чем еще ее новизна?

- Дело в том, что мы старую, давно известную аутогенную тренировку не просто улучшили, но и существенно дополнили по содержанию. Она обеспечивает не только расслабление тела, но еще и успокоение эмоций, а также снижение активности умственной деятельности. Мы назвали это состояние состоянием трех нулей - телесного, эмоционального и умственного. Кроме того, следуя тексту нашей аутогенной тренировки, человек обычно не засыпает. Именно это новое, специально вырабатываемое устойчивое релаксационное состояние: «тело спит, а сознание бодрствует» - восстанавливает силы. Текст аутогенной тренировки опубликован на сайте www.relax-cd.ru. Любой желающий может надиктовать его на свой магнитофон и использовать для тренировок. Там же представлена наша запись. Время ее звучания 37 минут, и ее действие равносильно 3-4 часам полноценного сна. На ее текст в 2001 году мы получили авторские права в Российском авторском обществе.

- Текст читает хороший актер?

- Профессионал. Тут главное - не голос, а внутренняя суть, потому что человек, который читает аутогенные формулы, сам должен испытывать в этот момент аутогенные состояния, выдерживать соответствующие паузы и интонации. Вот в чем хитрость. Поэтому если нужна высокая эффективность и хорошие результаты, то желательно пользоваться профессиональными аудиозаписями.

- Кем разработан этот метод?

- Коллективом нашего центра. Его директор - Андрей Андреевич Востриков, доктор педагогических наук, профессор Института теории образования Томского педуниверситета, врач-психотерапевт, автор технологии формирующего личность обучения. Я приступил к участию в разработке этой аутогенной тренировки еще в 1991 году. С тех пор ее прошли и применили в своей работе тысячи слушателей, и она в результате всех этих апробаций и проверок в 2003 году получила рекомендацию Министерства здравоохранения для массового распространения среди населения.

- Когда и как часто нужно делать аутогенную тренировку?

- Этот вопрос я считаю очень важным и хочу остановиться на нем подробнее. У современного культурного человека еще с детства выработан навык гигиены тела - ежедневной чистки зубов, систематический душ, мытье рук перед едой, чистая, опрятная одежда. Культурный человек не мирится с грязью тела и при первой же возможности принимает меры. То есть навык гигиены тела действует у него автоматически. И в нашем случае - полная аналогия. В течение дня накапливается психическое напряжение («психическая грязь»), и ее систематически надо «смывать». Сна недостаточно. Требуется навык гигиены душевного состояния, и его необходимо вырабатывать как обязательный элемент современной культуры. Через два-три месяца вы обнаружите, что меньше стали реагировать на конфликты, меньше болеть и уставать, лучше учиться, больше успевать.

Человек при таком тренинге находится в ясном сознании, все контролирует сам и в любой момент может выйти из тренировочного режима. Противопоказание, как правило, одно: возникающее чувство бесполезной потери времени, дискомфорт во время прослушивания. Это свидетельствует о том, что вы больше настроены на восприятие внешнего мира и пока не готовы всерьез заняться собой. В этом случае для прослушивания больше подойдут музыкотерапевтические программы, о которых я уже говорил в «Учительской газете» (№1 за 2006 год. - Ред.)

- Как проводится аутогенная тренировка?

- Для этого необходимо найти место, где вас никто бы не беспокоил в течение 30-40 минут. Лучше всего в закрытой комнате. Надо отключить телефон, сесть в кресло с высоким подголовником или на стул, а голову прислонить к стене, чтобы она не западала вперед, но и не могла запрокидываться назад. Затем надо взять плеер, надеть наушники и включить аудиозапись. Можно прилечь. Но если вы ляжете, то, скорее всего, заснете, и поэтому желательно, чтобы были какие-то трудности, которые не позволили бы вам заснуть. И если даже вы заснете, то отдохнете за 37 минут, как за 3-4 часа полноценного сна. Мне могут сказать: «Где же на работе найти тихое место, где взять эти полчаса?». Ответ такой: «Кто хочет быть здоровым и успешным - ищет средства. Кто не хочет - ищет причины».

- Александр Александрович, какие у вас дальнейшие планы?

- Нами создана вторая аутогенная тренировка, которая называется «Уравновешенность и устойчивость к стрессу». Она вырабатывает у занимающегося навык спокойного реагирования в тех стрессовых ситуациях, в которых он чувствовал себя неуверенно или терял самообладание. Если первая аутогенная тренировка посвящена быстрому отдыху, то вторая направлена на выработку новых продуктивных психических навыков.

Лев САФОНКИН, Александр ЗИНКОВСКИЙ