Еще древние говорили, что в споре рождается истина. Ну насчет рождения они погорячились - истина, как известно, всегда где-то рядом. Но спор есть не что иное, как противоречие, а противоречие - это конфликт. По определению конфликт - это особые отношения между людьми, построенные на противоречии их интересов, которые переживаются участниками как негативное эмоциональное переживание. Потому недоразумения, разногласия, недопонимание конфликтами не являются. По законам психологии личности, конфликт возникает там, где люди не могут одновременно реализовать свои цели, так как претендуют на один и тот же объект. Яркая иллюстрация подобного конфликта - ситуация распределения учебной нагрузки в начале учебного года. Как правило, мотивация разная, а желание у всех педагогов одно - как можно больше часов. Даже при грамотном решении этого вопроса всегда будут довольны не все, не всем и не совсем. Наверное, это хорошо. Ведь большая нагрузка предполагает не только большую зарплату, но и большую работу. И человек, который получает большую нагрузку, страстно того желая, вероятно, реально оценил свои силы и способности. К этой же серии конфликтов относится ситуация, когда достижение целей одним человеком означает поражение другого. Это всевозможные конкурсы, соревнования, состязания. Причем даже не только среди педагогов, но и среди детей. Победа одного класса над другим порой воспринимается как личная победа. Соответственно - проигрыш одного классного руководителя другому. В таком случае конфликт может быть открытым в стиле «судью на мыло!», что явственнее, а потому понятнее и легче разрешим. А может быть закрытым, поначалу «вялотекущим», но, продолжаясь годами, он увеличивается прямо пропорционально времени. Потому в этой ситуации «договор дороже денег». То есть лучше всего договориться на берегу, четко обозначив критерии победы. Но если не получилось, противоречие, породившее конфликт, нужно разрешать как можно скорее - на уровне переговоров, раутов, дружеских ужинов. Так выйдет дешевле себе, своему покою и благополучию.

Если же о том, что с нами не все в порядке, «говорят» наши чувства: ощущаются напряженность, растерянность, раздражение, неудовлетворенность событиями и отношениями, это значит, что конфликт плавно перерос во вторую стадию - стадию инцидента. Возможно, причина еще не ясна ни окружающим, ни даже самим партнерам. Но коллеги, ранее симпатизирующие друг другу, начинают сталкиваться в яростных спорах или упорном непонимании по любому, самому незначительному поводу. На этой стадии конфликт уже нельзя решить просто: здраво и логически рассуждая. Тут необходимо работать над собой и над проблемой, мотивируя себя и других на совместный поиск решения и возможности его выполнения. Если партнерам посчастливилось пережить эмоциональную волну без открытых военных действий, а именно без ударов по самооценке друг друга, привлечения дополнительных лиц к сражению, работа по решению конфликта может быть продуктивной и относительно короткой. Но именно на этой стадии часто не хватает эмоциональной зрелости и простой человеческой мудрости, дабы определить, что все же важнее: «мой друг Платон», которому многое можно объяснить в спокойном состоянии, или «Истина».

Будучи непроработанным, и на этот момент конфликт легко переходит в третью стадию развития - стадию конфликтных действий. Это бурная, драматичная стадия. Как правило, именно в этот период развития отношений теперь уже не партнеры, а оппоненты начинают осознавать: что-то все-таки нужно делать. Суть стадии конфликтных действий - в попытке победить. То есть решить ситуацию в свою пользу. Идея утопическая и непродуктивная: в конфликте нельзя победить окончательно, любая победа временна. Долгосрочно только решение. И вот - распад, раскол коллектива на сочувствующие, а возможно, и враждующие группы, увольнение одного, другого. Одним словом, работать некогда, да и невозможно. Ведь на затяжной конфликт уходит много душевных сил, что может привести к психологической усталости, которой педагоги без того особо подвержены. По данным американских исследователей, в США этим заболеванием страдают от 3 до 10 миллионов человек. По данным немецких ученых, в их стране 3 процента граждан больны хронической усталостью, а потенциальными носителями являются около 90 процентов жителей Германии. В России такой болезни нет! Как когда-то в СССР не было секса. То есть никто этой проблемой всерьез пока не занимался, но, учитывая особенности нашей страны, любящей пострадать по поводу или независимо от него, можно себе представить реальные масштабы проблемы. В основе заболевания лежит чрезмерная нагрузка на организм, попросту говоря - стресс. Болезнь начинается как банальный грипп, ее симптомы просты и очень знакомы всем. Это небольшое повышение температуры, боль и першение в горле, боли в мышцах и суставах, расстройство сна, могут быть увеличены лимфоузлы. Кроме того, отмечается чувство непреходящей усталости, слабости, возникает депрессия, быстрая утомляемость, раздражительность, снижение интеллектуальных способностей, и, как результат, апатия в работе, проблемы во взаимоотношениях с коллегами. Находясь в таком состоянии, человек может дойти до потери жизненных планов. Выйти из такого клинча человек уже не может самостоятельно. Требуется помощь.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. А предупредить можно, только помня о «себе любимом». Физиологами установлено, что при хронической усталости возрастает чувствительность к сигналам, идущим в кору головного мозга от внутренней и внешней среды, что приводит к повышению чувствительности человека. Для снятия напряженности оказывается полезным изменить направленность сигналов с внутренних умственных на внешние физические. Тот самый случай, когда «сила есть, ума не надо». Пора колоть дрова, бить посуду, боксировать с подушками. Одним словом - кому что нравится. Можно даже выскочить на мороз без одежды ненадолго - отрезвляет во всех смыслах. Быстро, просто и дешево. Немецкие ученые считают, что при минусовой температуре воздуха в головном мозге вырабатывается серотин - вещество, способствующее хорошему настроению. Поэтому, люди, подвергшие себя «заморозке», чувствуют себя гораздо спокойнее и легче справляются с проблемами. Главное - знать меру! Кстати, русский аналог - горячая банька с ледяной прорубью.

Другим важным фактором снятия стресса является анализ ситуации, пересмотр отношений к проблеме. Методика саногенного мышления основывается на том, что жизнь строится по основам диалектики, а значит, нужно увидеть оборотную сторону медали, извлечь что-то хорошее даже из неприятностей. Возможно, ссора, как и многие болезни, - это сигнал того, что человек живет неправильно, нарушая законы школы или природы. Поэтому пришла пора что-то менять в своей жизни. Излишняя чувствительность может привести к «бегству в болезнь», заменяющему разрешение проблемы. Этот уход удобен тем, что избавляет человека от необходимости принимать решение, переключаясь на заботу о своем здоровье. Увы, проблема-то остается, более того - растет, как снежный ком. Эффективный способ снятия эмоционального напряжения - разговор по душам. В Америке для этого существуют психоаналитики, а у нас - близкие друзья. В школах, правда, есть психологи, но это вам решать, насколько они достойны исповеди. В любом случае, как верно гласит латинская пословица, «сказал и тем облегчил душу». И как замечательно принято в России, где песня нам строить и жить помогает, негативные эмоции могут быть сняты с помощью стихов, рассказов, кино, картин и прочего, что вы считаете важнейшим из искусств. Для многих людей естественным и привычным является форма снятия стресса через слезы. «Слеза всегда смывает беды...» - писал Виктор Гюго.

Хорошая профилактика от стресса - чувство юмора. Улыбка и смех снижают напряжение, улучшают настроение. Вообще следите за своим чувством юмора. Если чувствуете, что оно стало тяжелее или, наоборот, теряется, - значит, с вами происходит что-то не то. Научите себя смеяться над трудностями, над собой. Главное в защите от стрессов - осознание собственной значимости как человека и как профессионала. Не забывайте, что профессия учителя - самая важная на земле.

Жизнь сложна. Невозможно прожить среди людей, не попадая в ситуации противоречия. Конфликты были, есть и будут. Они жизненно необходимы. Ведь если отношения не выяснять, они просто кончаются. Иногда неожиданно и драматично для участников, которые хотели всего лишь мира и покоя. Любой конфликт таит в себе две возможности: разрушение и созидание, точку роста и точку падения. И только от нашего грамотного поведения в конфликте зависит, будет ли добро в этом «худе». Конфликт совсем необязательно должен становиться войной и буйством отрицательных эмоций. Он может стать взлетом и падением траектории наивысшего сближения и разногласия, источником вдохновения, толчком к переменам. Следовательно - конфликтуйте и будьте мудры!

Юлия ЛЕЩИНСКАЯ, психолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги, завуч Ленинской средней школы, Таврический район, Омская область

Возьмите на заметку!

Если вы не желаете идти по тропе войны, необходимо срочно выбрать другую политику. Мирную, направленную на разрешение противоречий, и тут возможны пять вариантов стратегии поведения в конфликтной ситуации:

Избегание. Поведение по типу «Что-то с памятью моей стало». Действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации, не уступая, не настаивая на своем, в ответ на обвинение переводя разговор в другое русло.

Компромисс. Поведение по типу «Ты мне - я тебе». Действия направлены на то, чтобы договориться, уступая в обмен на уступки другой стороны.

Сотрудничество. Поведение по типу «Мы оба правы». Действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего друг друга.

Уступчивость. Поведение по типу «Бог тебе судья». Действия направлены на сохранение благоприятных отношений с готовностью ради этого уступить.

Противоборство. Поведение по типу «Платон мне друг, но истина дороже». Действия направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы.