Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования:

- Сегодня в округе 22% учителей - молодые специалисты, а средний возраст педагогов - 44 года. Это значительное достижение, результат той работы, которую мы ведем с Московским педагогическим государственным университетом. За годы у нас с МПГУ сложилась очень стройная система взаимодействия. Не секрет, что педвузы частенько упрекают, что не все их выпускники приходят на работу в школу. А мы убеждаемся, что это не так. Во всяком случае, в МПГУ каждый выпускник на учете, вуз постоянно отслеживает, как его питомец вышел на работу, как ему работается в школе. Через три года после защиты диплома из нашего округа уходят только 15% молодых специалистов, и это в основном учительницы, которые вышли замуж, ушли в декретный отпуск, перешли на работу в школы по месту нового жительства. Нас радует, что МПГУ идет нам навстречу, когда туда поступают дети-сироты, дети, лишенные попечительства родителей. Знаю, что вуз получает немало благодарственных писем от таких ребят, чья судьба складывается успешно потому, что ректорат, деканаты, лично ректор МПГУ Виктор Леонидович Матросов проявляют лучшие профессиональные педагогические и человеческие качества. Им не все равно, кто приходит учиться, они всегда готовы помочь тем, кто выбрал профессию педагога.

Мы тоже стараемся поддержать молодых педагогов, которые приходят на работу в Центральный округ. Как известно, с 2004 года молодым специалистам в течение трех лет работы установлены доплаты в размере 40 процентов ставки зарплаты, молодым специалистам, имеющим дипломы с отличием, - 50 процентов, молодые учителя имеют право получить жилье по договорам социального найма, купить жилье по договорам с рассрочкой платежа, арендовать жилье с оплатой аренды по ставкам социального найма, участвовать в московской программе «Молодой семье - доступное жилье». С 2005 года для молодых специалистов введена 15-процентная надбавка к зарплате для компенсации 50-процентной стоимости проездного билета, а также после трудоустройства в московские образовательные учреждения при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку зарплаты (для учителей начальных классов - независимо от объема педагогической нагрузки), выплачивается единовременное пособие в размере 20 тысяч рублей. Очень важно, что молодые педагоги могут проходить досрочную аттестацию на вторую квалификационную категорию, а это значит, что и получать зарплату выше, чем молодые учителя в других регионах России, имеющие после окончания вуза низкие разряды. Несомненно, все это привлекает выпускников МПГУ, и они приходят на работу в образовательные учреждения нашего округа. Могу сказать, что 30 молодых специалистов стали заведующими ДОУ, 4 - директорами школ, 8 включены в резерв директоров.

Мы рады приходу молодых коллег. Мы рады, что они приходят именно к нам, потому что если посмотреть, то сразу станет видно: наш округ отличается тем, что наибольшее количество молодых учителей выбирают наш округ. Почему? Наверное, потому, что в нашем округе работает замечательный совет молодых специалистов. Эта общественная организация не просто бюрократический механизм, который собирает бумажки, сдает отчеты, а живое общественное объединение молодых. Наш совет - лучший в городе, он имеет в каждом районе округа своих полномочных представителей. Почему я говорю, что наш совет лучший? Потому, что он работает самостоятельно. Именно этот совет помогает молодым специалистам найти школу или детский сад в Центральном округе, а потом сделать так, чтобы молодой педагог надолго остался там. В этот совет можно пожаловаться, ему можно поплакаться и поделиться с ним своими проблемами. Ведь все учреждения разные. Кто-то пришел в новенькую роскошную школу, а кто-то пришел в школу, которая через год-другой, а может быть, и через десять лет будет снесена, и на ее месте тоже будет построена новая красивая школа. Молодым педагогам сложно работать, потому что, может быть, в ОУ не такая хорошая материальная база, как им хочется. Но всегда есть замечательные дети, которые ждут молодых учителей, ждут, что они к ним придут, что их жизнь с приходом молодых учителей станет интереснее и радостнее. Для нас очень важно, чтобы молодые педагоги остались в округе навсегда, но это вовсе не значит, что первое учреждение, куда они пришли на работу, будет и последним. Если кому-то не подходит коллектив (а так бывает!), если кому-то, возможно, не подходит руководитель учреждения и стиль его работы (но он там уже работает), если молодой педагог чувствует, что не может прижиться в этой школе или в этом детском саду, то у него всегда есть возможность посоветоваться с коллегами, с психологами (их в округе много), которые помогут, подскажут, где молодому педагогу нужно перестроиться самому, а где нужно менять образовательное учреждение. Совет молодых специалистов постоянно обсуждает самые разные ситуации на своих заседаниях или в разных личных беседах с молодыми педагогами. В этом году в округ пришло очень много молодых педагогов, которые будут работать не только в школах, но и в других образовательных учреждениях. Сегодня самая востребованная профессия на территории нашего округа - педагог-дошкольник. Наш город растет новостройками, как известно, на территории нашего округа в этом году появились 24 новые школы, к декабрю сдадут еще три, в следующем году - 5-6, таким образом, к тому времени, когда нынешние молодые педагоги получат высшую квалификационную категорию, каждый будет работать уже в новой замечательной школе или в замечательном новом детском саду. Что касается дошкольников, то согласно программе, объявленной Юрием Михайловичем Лужковым, каждый год в Москве возводятся по 100 детских садов, и нам не хватает воспитателей, поэтому мы надеемся, что молодые учителя, работающие в старшей школе, направят свои профориентационные усилия на подготовку молодых учителей и молодых воспитателей нового поколения в МПГУ. В нашем округе всегда была приоритетом ранняя профориентация на педагогические профессии, в школах №№588, 497, 455 ежегодно формируют педагогические классы, и за три года более 98 выпускников этих ОУ поступили в педагогические вузы. Ведут такую работу и другие школы ЦАО, которые тесно сотрудничают с высшей педагогической школой, в результате около 500 выпускников школ округа поступили в педагогические вузы и колледжи. А это значит, что каждый год к нам будут приходить все новые и новые молодые специалисты.

Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор научно-методического Центра ЦАО:

- Молодые учителя по праву стали нашими коллегами. Не важно, сколько кому из нас лет, не важно, сколько, 20-30-40 лет или только год мы проработали, мы все равно - коллеги. Наш научно-методический центр существует для того, чтобы помочь всем учителям, в том числе и молодым, решать все вопросы, которые у них возникают или в период становления педагогической деятельности, или в период профессионального роста. Мы готовы оказывать помощь и в налаживании отношений в педагогических коллективах, с классом, в повышении качества содержания образования, которое требует современная школа, во внедрении современных образовательных технологий, без которых нельзя представить школу будущего. Словосочетание «Школа будущего», наверное, уже известно молодым учителям, так вот первая школа будущего №2030 появилась именно в Центральном округе. Но мы думаем, что школа будущего неразрывно связана с молодыми педагогами: какой они сделают свою школу будущего, такими будут и наши дети, а какими будут наши дети, такими станут наша Москва, наша Россия.

Илья НОВОКРЕЩЁНОВ, председатель Центрального окружного совета молодых педагогов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №353:

- Начинать работу трудно представителю любой профессии, но вдвойне сложнее начинать учительскую карьеру. Получив профессию в вузе, молодой учитель считает, что он знает все, но когда остается один на один со своим классом, выясняется, что это не так, что у него возникает масса проблем с подготовкой к урокам, с досугом, с решением материальных проблем. Наш совет помогает решать все эти проблемы. На базе школ, где работают много молодых специалистов, созданы ассоциации молодых учителей, члены ассоциации первыми встречают молодого педагога, приходящего на работу, помогают ему адаптироваться в коллективе, отвечают на волнующие его вопросы. Я понимаю, как это важно, потому что, когда сам пришел на работу в школу, стеснялся задавать вопросы, говорить о трудностях. Я думал так: очень важно, чтобы к молодому педагогу относились с уважением, а если буду рассказывать директору и завучу о своих трудностях, они не будут испытывать ко мне уважение, скажут: «Чему тебя учили в институте?» Наверное, через это проходит каждый молодой педагог, поэтому мы стараемся помочь тем, кто обращается к нам. У нас есть свой сайт, на нем работает форум. Если же молодой учитель вдруг почувствует, что не может полностью реализовать свой творческий потенциал, что ему хочется большего, что он хочет заниматься творчеством, участвовать в каких-то интеллектуальных играх и марафонах, то ему тоже прямая дорога в наш совет. Мы отмечаем праздники, организуем экскурсии в другие города и по памятным местам Подмосковья, устраиваем игры «Интеллектуальное казино», «Брейн-ринг», «Форд Байярд». Недавно мы провели первый форум молодых педагогов ЦАО «Молодой педагог - учитель будущего», в рамках которого состоялось обсуждение проблемы разработки модели эффективного педагога будущего. Работа в нашем совете - хорошая возможность профессионального и карьерного роста, два члена совета стали специалистами окружного управления образования, один - заместителем директора ОНМЦ, 17 - методистами ОНМЦ, более 20 работают заместителями директоров школ.