Все, что делают студенты, мы сразу делим с ними на урочную и внеурочную деятельность, потому что представление о школе только как об учебном заведении и проведение в нем исключительно уроков очень сильно искажают действительность. На самом деле все это не так. Даже если институтский руководитель не дает студентам провести какие-то внеурочные мероприятия, все равно мы с ними договариваемся о том, что будем этим заниматься.

У нас есть некий алгоритм знакомства студента-практиканта с классом. Все встают в полукруг, студент стоит на краю, все называют свое имена, последующий повторяет имя предыдущих и прибавляет свое. В итоге получается 30 или даже больше имен, студент напряженно слушает, запоминает, и это очень эффективно. Проблемы войти в класс после этого уже не возникает. Я эту методику привезла из какого-то молодежного лагеря и не раз убеждалась в том, что на студенческой практике она работает очень хорошо.

Самым трудным оказывается для студента, например, отвести класс в столовую. На курсах по автовождению, помню, нас знакомили с устройством автомобиля, Правилами дорожного движения. Но ни один преподаватель не говорил о том, как заправлять машину и как менять проколотое колесо. Общаясь со студентами, я поняла, что им сразу нужно давать как можно больше реальных практических задач. Если будущий педагог хочет работать в школе, он должен понимать, что такое, скажем, отвести в столовую пятиклассников и накормить их завтраком.

Нам сразу на практике нужно научить студентов поводить классные часы. Тут бывают случаи просто потрясающие, как и потрясающие студенческие идеи. У нас как-то была девочка из родного Московского педагогического университета, которая тоже работала с пятым классом и должна была провести внеклассное мероприятие. У нее был выбор - или провести тематический классный час, или какой-то праздник. Я ее спросила: «Чем ты сама увлекаешься?» Она сказала, что любит театр. Я посоветовала ей отвести детей в театр, а потом обсудить с ними то, что увидели. Если студент не будет искренне получать удовольствие от того, что делает сам, ему не стать настоящим учителем. Нет никаких запретов, можно делать все, что по-настоящему интересно и детям, и студенту. Ну не нужно устраивать какой-то кулинарный конкурс, если сама будущая учительница не любит готовить. Когда практикантам удается заразить своим интересом детей, их будущая педагогическая работа становится успешной.

Что касается урочной деятельности, то я включаю в практику обязательное посещение уроков, а также рефлексию, потому что иногда то, что студент видит на уроке, - одно, другое - что-то ему нравится, что-то не нравится, и нужно разобраться с ним, почему понравилось или не понравилось то, что делал на уроке опытный учитель. Все это дает некий методический навык, и для студента важно понимать, что происходит, какова конкретная цель.

Очень хороша такая практика, когда студент дает начало урока, а я его заканчиваю, поскольку трудно третьекурснику сразу дать урок на 45 минут. Во всяком случае в моей практике была студентка из семьи, в которой и мама, и бабушка - педагоги, наверное, поэтому она справилась и дала сразу 45-минутный урок. Для всех остальных студентов 45 минут урока сразу очень много. Поэтому такая форма комбинированного урока, которую мы отрабатываем, оказывается очень эффективной.

Елена СЫСОЕВА, учитель иностранного языка

школы №1354:

- Совсем недавно в нашей школе была на практике студентка из МПГУ, и меня попросили ей помочь. При этом я очень живо вспомнила те годы, когда сама начинала свою педагогическую деятельность: я начала работать в школе, еще будучи студенткой, и мне тогда казалось, что я все знаю, что у меня все очень хорошо получается. Я тогда не видела всех трудностей своей профессии, но на самом деле они были. Ведь всегда есть трудность в том, как научить учеников твоему предмету. Одно дело получать знания в институте на высоком научном и педагогическом уровне, другое дело - адаптировать их для детей. Эта проблема была для меня основной и тогда, когда я сама была на педагогической практике. Но реальная работа с детьми помогала мне преодолеть многие проблемы, и я получала радость от своей работы в классе. Когда я теперь, спустя годы, став взрослым и опытным педагогом, отдавала свои уроки студентке-практикантке, очень милой и старательной, которая с большим интересом работала в классе, и дети с интересом работали с ней, в моей душе (стыдно говорить, но это так) появлялся жучок и мысли насчет того, что я бы это сделала по-другому, что у меня был бы другой поворот на уроке, другой выход на ту или иную тему.

С другой стороны, я старалась думать о том, как бы я работала со студентами - будущими педагогами, и обдумывала свои рекомендации. Главная рекомендация - любить детей, и тогда все придет с годами: опыт, навыки, методические приемы, технологии. Нужно, конечно, читать методическую литературу, но все же эффективнее учиться на своих собственных ошибках. Ошибок все равно не избежать, и какие бы хорошие рекомендации вам ни давали, только с опытом понимаешь, как их можно исправить. Классическая ошибка начинающих учителей, приходящих в школу, - стремление дать как можно больше, но при этом отсутствуют методические знания относительно того, как это сделать эффективнее самому. Поэтому вторая рекомендация - постараться побеспокоиться о подаче материала. Любой учитель, особенно в современной школе, должен приходить туда по велению сердца, по желанию. О престижности нашей профессии говорить не приходится, о материальных благах тем более, поэтому если мы приходим в школу, значит, хотим там работать. Если мы остаемся в школе, значит, это то, что требуют наши души. Умение научить и помочь учиться - наверное, самое главное, чем должен обладать настоящий педагог, чем ему советами может помочь старший коллега-учитель. Когда погиб «Челленджер», вместе с ним погибла и учительница-космонавт, которая хотела давать уроки истории своим детям из космоса. Перед вылетом журналисты спросили ее о педагогической профессии, и она сказала, что учителя - люди, прикасающиеся к будущему. Наверное, с этим и связано педагогическое кредо каждого учителя, ведь когда он учит, то действительно прикасается к будущему и учит тех людей, которые будут дальше строить это будущее. От того, как мы их выучим, зависит то, как все мы будем жить дальше. Это должен понимать молодой педагог, переступающий порог школы.