Наряду с федеральными средствами из бюджета области выделяется 230 миллионов рублей, основное предназначение которых - увеличение фонда заработной платы педагогов. Ведь сегодня школы области переходят на новую систему оплаты труда учителей и подушевое финансирование. С 1 сентября начат эксперимент, в котором принимает участие 381 школа из всех районов города Новосибирска и области. Насильно переходить на новую систему оплаты труда никого не заставляют. Есть коллективы, готовые к эксперименту, есть и такие, где еще нужна разъяснительная работа, помощь как методическая, так и финансовая.

Подушевое финансирование заставляет задуматься над оптимизацией наполняемости классов. Есть четкие санитарные нормы: например, оптимальное количество детей в классе - 25 человек. Исходя из этого, рассчитывается надбавка за классное руководство. А как быть с учителями иностранного языка и информатики, которые ведут занятия по группам и у которых меньше всего учеников? Если убрать деление на группы, резко понизится качество образования в силу специфики этих предметов. Учитель физкультуры или рисования может иметь наибольшее количество учеников, но это не означает, что его зарплата будет выше всех.

Дана главная установка: при новой системе заработная плата учителя не должна стать меньше, чем была до сих пор. Те, кто работает много и плодотворно, имеют реальные успехи, должны получить ощутимую прибавку из стимулирующей части фонда заработной платы. А те, кто просто «проводит» уроки и не растет профессионально, не ощутят прибавку к зарплате. То есть, чтобы больше получать, нужно больше делать.

В течение нескольких лет педагоги получали заработную плату один раз в месяц, теперь возвращается принцип «аванс - зарплата». А это значит, что области нужно будет найти дополнительные средства для оплаты труда учителей в декабре (прежде зарплату за декабрь получали в январе).

Старение кадров - проблема, стоящая перед образованием не только Новосибирской области. Раньше в школах работали люди разных поколений, сохранялась преемственность, существовало наставничество. Сейчас около половины учителей региона - пенсионеры и люди предпенсионного возраста.

Почему выпускники педвузов не рвутся работать в школе? Этот вопрос звучал на встрече Владимира Иванова, руководителя областного Департамента образования, со студентами Новосибирского государственного педуниверситета. Выяснилось, что студенты-дипломники мало знают о реальной ситуации в школах, о том, какие изменения ждут отечественную систему образования. Глава областного образования ответил на вопросы, рассказал о положении дел. Интересно, что не все молодые люди назвали заработную плату в числе первых причин, которые отпугивают их от работы в школе. Кстати, на конец прошлого учебного года средняя зарплата педагога в Новосибирске составляла около 7000 рублей, а оклад молодого специалиста - около 3000. Понятно, что на такие деньги молодежь вряд ли согласится. Тем более что нынешний рынок ориентирован на молодых людей с дипломом о высшем образовании, и выпускник педвуза может легко найти себе работу в частной фирме.

Если новоиспеченный учитель-предметник пришел в школу, ему дают невысокий разряд и вторую категорию. Понятно, что сразу дать высшую категорию и приличный оклад не получится. Но при новой системе оплаты труда директора школ могут выдавать молодым специалистам подъемные и увеличивать им заработную плату в течение первого года работы соответственно результатам. При этом надо определить нормы нагрузки, стоимость часа, сумму вознаграждения за работу с одаренными и сложными детьми, участие педагога в конкурсах, конференциях и других проводимых школой мероприятиях. Необходимо четкое разграничение отпускаемых средств. Например, доплаты классным руководителям должны быть гарантированы, то есть идти из 70 процентов общего фонда заработной платы, а надбавки за различного рода достижения должны идти из 30 процентов поощрительного фонда, то есть на них имеет право каждый учитель, независимо от стажа, нагрузки и предмета.

Что нужно молодежи, чтобы она согласилась идти работать в сельскую школу? Оказалось, одной зарплаты мало. Недостаточно и того, что на селе молодому специалисту власти готовы предоставить жилье, в то время как в городах это является просто непреодолимым препятствием. Молодые люди, окончившие педагогический университет в столице Сибири, хотят иметь привычный набор удобств: телефон, телевизор, интернет, транспорт. Говоря о том, что их отпугивает от работы на селе, равно как и в небольших городках, молодые люди назвали различные причины, которые можно суммировать одним словом - недостаток общения. Глава областного Департамента образования считает, что проблему можно достаточно оперативно решить, если создавать базовые, опорные школы. Если молодой специалист попадает на работу в такую школу, он не будет чувствовать себя оторванным от жизни.

Ситуация, по мнению Владимира Иванова, улучшится не сразу. Потребуется год-два для апробации всех новшеств. Есть определенные риски. Нужно вести разъяснительную работу, помогать организационно. Например, с подушевым финансированием все понятно, а для внедрения новой системы оплаты труда потребуется время. Хотя бы для того, чтобы выработать и понять новые критерии оценки труда педагога.

Новосибирск