По словам эксперта МБРР Андрея ТОЛСТОПЯТЕНКО, одна из задач этого визита - не только посмотреть на то, какие продукты и сервисы уже созданы, но и увидеть, как реально они внедрены в школе и какие изменения произошли в связи с этим.

Недавно МБРР провел опрос представителей Хабаровского края, Красноярского края и Республики Карелия по поводу того, что нового появилось в жизни школ в связи с работой в проекте. Опрошенные - руководители РКЦ, ММЦ, учителя, директора школ - отметили большие изменения и связали их с повышением наглядности и эффективности преподавания, повышением доступности новых методов на уроках. Среди предметов, в которые информатизация проникла наиболее глубоко, - биология, информатика и химия.

Все участники опроса рассказали примерно об одном и том же, за исключением одного - сотрудники ММЦ считали, что наиболее эффективна работа со школьными командами, матрицами информатизации. А наименее - координационная и методическая поддержка учителей. А вот сами учителя считают с точностью до наоборот.

- Нужно понять, где мы находимся сейчас и успеем ли пройти оставшийся путь до конца проекта, - сказал Андрей Валентинович. - Уже сделаны серьезные инвестиции в образование. И чтобы они не пропали даром, нам нужно подумать о том, что сделать, чтобы они принесли как можно больше отдачи до конца проекта. А также представить, что будет потом, ведь здесь возможны варианты: проект могут продлить на федеральном уровне, предложить регионам реализовать собственные программы за свой счет или продолжать работать на условиях софинансирования. Какова будет роль МБРР, НФПК, каковы будут потребности участников проекта, механизмы реализации и так далее? Все это нужно предусмотреть, чтобы наши инвестиции были бы оправданы.

В ближайшее время

Один из важных показателей выполнения проекта - освоение средств, выделенных МБРР. Пока что этот процесс идет достаточно успешно, освоено уже более 70 процентов займа. На что же они были потрачены и какие статьи расходов существуют?

- Сначала мы говорили о стадии развертывания, затем - о стадии реализации, - рассказывает руководитель проекта ИСО Светлана АВДЕЕВА. - Теперь в связи с появлением большого количества созданных ресурсов мы уже с декабря 2007 года будем говорить о стадии распространения результатов проекта ИСО.

Распространять планируется прежде всего те учебные материалы, которые с апреля 2005 года создавались в проекте по тем направлениям: комплекты ЦОР к действующим учебникам, инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) и информационные источники сложной структуры (ИИСС).

Конкурсы были реализованы таким образом, чтобы практически все разработки прошли апробацию в режиме реального времени. К декабрю 2007 года 56 наборов ЦОР к действующим учебникам и лучшие ресурсы нашей коллекции попадут в РКЦ регионов проекта, чтобы их можно было использовать уже в начале третьей четверти. Помимо этого к февралю 2008 года также будет разработано не менее 30 ИИСС. Мы постараемся их растиражировать и поставить в школы к четвертой четверти.

Что касается ИУМК, то их внедрение - самый сложный момент проекта. Полностью они будут готовы только к июню 2008 года. К этому времени порядка 30 ИУМК, ряд ИИСС и ЦОР уже пройдут апробацию, доработку, экспертизу, доработку результатов апробации. И мы планируем внедрять их при дальнейшем развитии проекта ИСО.

Все наработанные в проекте ресурсы будут выложены в Единой коллекции ЦОР, которая работает с сентября 2006 года и постоянно обновляется. Сейчас она содержит свыше 40 000 ресурсов, из которых в открытом доступе находится свыше 30 000 (причем около 10 000 - это ЦОР к учебникам, которые находятся на апробации).

Разумеется, появление любых ресурсов всегда должно сопровождаться обучением педагогов, повышением их квалификации, непрерывной методической поддержкой. И в этом роль ММЦ неоценима.

Непременное условие

Какие же проблемы возникли при формировании Единой коллекции ЦОР? Сотрудники НФПК очень сложно и долго разрабатывали процедуры, которые позволили бы регулярно и без помех выкладывать ресурсы, достаточно длительно проводили переговоры с музеями, архивами, которые являются правообладателями основных ресурсов художественного значения. Также весьма тщательно прорабатывались нормативно-правовые аспекты размещения ресурсов в коллекции. Это весьма важный аспект, ведь за последние полгода коллекция увеличилась в два раза, а к концу 2007 года она будет превышать 50 000 ресурсов, так как на ее пополнение заключено большое количество договоров. Процесс идет очень интенсивно - с 1 октября здесь появилась подборка аудиофайлов с основными литературными произведениями, в ноябре туда будет выложена коллекция картин из Третьяковской галереи.

Но самые большие сложности на самом деле связаны с разделом, где размещены методические материалы. Первоначально предполагалось, что его можно будет достаточно быстро наполнить с помощью учителей. К сожалению, пока скорость пополнения оставляет желать лучшего. Несмотря на то что подписан ряд контрактов с победителями конкурса «Лучший учитель«, проходящего в рамках ПНП «Образование», здесь есть определенные проблемы. Поэтому НФПК считает это направление приоритетным.

Каждый регион из тех, что участвуют в проекте, может похвастать теми или иными результатами. Помимо Единой коллекции ЦОР стали разворачиваться и наполняться региональные хранилища. Успешно прошла поставка АРМ учителям - победителям ПНПО, с которыми ММЦ подписали договоры о сотрудничестве и методической взаимопомощи. Ведь вполне логично ожидать, что лучшие учителя регионов, будучи оснащенными техническими средствами, станут некими лидерами в продвижении новых ресурсов, которые поступят в школы.

И что весьма отрадно, Минобрнауки уже выступило с предложением продолжить поставку АРМов лучшим учителям 2007 года на условиях софинансирования.

Для того чтобы образовательные учреждения активно внедряли новые разработки, необходимо, чтобы в их программах информатизации были учтены не только внешние ресурсы, но и возможности, которые им предоставляет проект. Поэтому одним из показателей успешной работы проекта является не просто наличие такой программы, но и постоянная ее корректировка с учетом постоянных изменений проекта и поступлением в регион ресурсов.

- Мы должны научить учителей не просто ИКТ, а тому, как использовать конкретные ресурсы по предметам, - сказала Светлана Авдеева. - К сожалению, даже в наших пилотных регионах проекта далеко не все переходят на программное обучение второго уровня. И даже руководители ММЦ не хотят этого, ссылаясь на то, что у нас-де все расписано на год вперед по обучению базовой ИКТ-компетентности. Но ведь мы создавали ММЦ не для дублирования ИПК, а именно для того, чтобы оказывать педагогам непрерывную методическую поддержку. И если мы хотим, чтобы методические центры сохранились по окончании проекта, нам важно, чтобы они были гибкими и умели подстраиваться под нужды сегодняшнего дня и потребности школ и социума, в рамках которого они существуют. Поэтому, безусловно, как только появляется новый ресурс, ММЦ должны гибко перестраивать свои программы. Это непременное условие, чтобы они стали действительно необходимы школе и учителям.

Программа-минимум

В июне 2007 года в рамках обсуждения трехлетнего бюджета была рассмотрена стратегия информатизации отрасли на 2008-2010 годы. Тогда же одобрили предложенный НФПК проект формулировки системной информатизации школы. Фонд уже включен в ФЦП «Развитие образования» по направлению дальнейшей информатизации методической службы России. Это предполагает развитие ММЦ и продвижение разработанных в рамках проекта ресурсов. Также в рамках этой деятельности начнут внедряться в школах созданные ИУМК и ИИСС.

Но чтобы говорить о дальнейшем развитии, необходимо успешно закончить первый этап проекта ИСО. Какие же основные задачи стоят перед его участниками на период до конца июня 2008 года?

Необходимо продумать, как будет существовать созданная в регионах система РКЦ-ММЦ после окончания финансирования проекта со стороны МБРР. Помимо этого, важно создать механизмы реструктуризации и финансирования сети центров в регионах, а также подумать о том, как пройдет профессиональное развитие методистов, которые работают в ММЦ. Со своей стороны сотрудники НФПК постараются к середине 2008 года запустить систему дистанционной поддержки и обучения методистов ММЦ, а также будут постоянно обновлять программы, связанные с использованием разработанных в проекте ресурсов.

К сожалению, многие из тех программ информатизации, которые разрабатывают школы, достаточно формальны. В свое время ММЦ получили типовую программу, которую многие если не списали слово в слово, то адаптировали один-единственный раз под себя и на том закончили. Но с учетом того, что проект активно развивается и постоянно появляются новые ресурсы, очень важно постоянно корректировать эти программы - хотя бы раз в год, чтобы более гибко реагировать на ситуацию. Однако, как показывают проведенные НФПК опросы, подобная корректировка прошла не более чем в половине школ.

Многие ММЦ уже начали задумываться о своей судьбе после июня 2008 года. Существует немало центров, которые начинают оказывать услуги не только педагогам, но и другим слоям населения. Они превращаются в некие информационные образовательные центры в регионах, и это, пожалуй, одна из наиболее реальных моделей устойчивости ММЦ вообще.

Одним из основных приоритетов на федеральном и региональном уровне является продолжение работы по наполнению Единой коллекции ЦОР новыми инструментами и методическими материалами. Проблема это довольно сложная, так как требуется не просто выложить в коллекцию все, что наработано, а разделить это по темам, описать, снабдить методическими материалами и сделать так, чтобы каждый ресурс имел свою методическую ценность.

Также необходимо разработать минимум две модели профильного обучения, которые полностью учитывали бы возможности дистанционного образования.

В этом году продолжилось тестирование ИКТ-компетентности учащихся. Помимо школ регионов проекта этим экспериментом заинтересовались и педвузы, в половине из которых также прошло тестирование студентов и педагогов. Планируется довести этот инструмент до уровня, на котором он стал бы востребованным в системе тестирования всех регионов страны.

Основной приоритет на региональном уровне - внедрение тех ЦОР, которые разработаны в проекте. По плану они должны быть в 100 процентах школ, причем использоваться - не менее чем в половине. Благодаря подключению всех школ к Интернету в рамках ПНПО первое требование можно уже считать автоматически выполненным. Что же касается второго, то НФПК разработал целую программу по его реализации. В самое ближайшее время планируется начать работать с методистами ММЦ в плане их обучения использованию ресурсов, чтобы с января 2008 года они могли оказывать помощь педагогам школ.

- Мы надеемся, - говорит Светлана Авдеева, - что своей основной работой ММЦ будут считать не повышение базовой ИКТ-компетентности, а непрерывную методическую поддержку педагогов по использованию ресурсов, технологий, внедрению новых педагогических практик в информатизацию учебного процесса для получения лучших результатов.

Плюс новые регионы

По состоянию на 01.09.2007 года число педагогов, прошедших курсы повышения квалификации на базе ММЦ за все время проекта, составило 38882 человека. И это все, не считая тех, кто был обучен на средства дополнительного вклада региона. Их же к настоящему моменту набралось 13261 человек. Другими словами, межшкольные методические центры подготовили 52143 человека (104,3 процента от общего объема, запланированного в проекте). Помимо этого на базе ММЦ по программам с модулями Intel, Microsoft обучено 3709 человек.

Такие данные привел на состоявшемся 25 сентября в Кисловодске «круглом столе» заместитель руководителя проекта ИСО, руководитель направления Сергей КОВАЛЕНКО.

Он рассказал, что специалисты НФПК совместно с руководителями РКЦ разработали целую систему индикаторов, позволяющую оценить результативность работы школьных команд за прошедший год. В частности, предполагалось, что необходимо:

• внедрить информационную систему «1С Хронограф Школа 2.5» во всех школах проекта до 1 сентября 2007г.; обеспечить внедрение систем "1С Хронограф Контингент" и "Кадры" не менее чем в 20 процентах муниципалитетов до 1 сентября 2007г.;

• cформировать региональные хранилища учебных материалов;

• провести в регионах проекта ИСО конкурсы: "Лучший сайт", "Лучший ММЦ", "Лучшая программа информатизации школы" и "Цифровая учительская";

• на региональном уровне разработать план мероприятий по обеспечению эффективного функционирования системы ММЦ после окончания первого этапа проекта.

Насколько это было подхвачено регионами, можно судить хотя бы по тому факту, что только в конкурсе «Лучший сайт» приняли участие 673 коллектива.

Основной задачей деятельности стала модернизация методической службы системы общего образования на уровне региона. Она включает в себя создание и развитие методического, технического и кадрового потенциала для реализации процессов информатизации общего образования на базе системы ММЦ.

Важнейшим же результатом стала разработка коллективами РКЦ-ММЦ программ модернизации методической службы регионов на базе сети ММЦ. При этом все программы согласованы и утверждены местными органами управления образованием.

- С моей точки зрения, проект достиг той замечательной фазы, когда уже созданы все условия для того, чтобы получить хороший конечный результат на рабочем месте учителя, - сказал Сергей Коваленко. - Обучено большое количество педагогов, у которых компьютер больше не вызывает ужаса, наоборот, эти люди понимают, что с ним можно сделать что-то, и они хотят сделать. С другой стороны, инфраструктура проекта в виде сети ММЦ отлажена и работает. Проведено огромное количество консультаций, постоянно оказывается методическая поддержка. Это значит, что те новые ресурсы, которые попадают в систему, упадут на подготовленную почву. И эффективность будет многократно больше.