Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Игрушка развивает творческие способности детей, познавательные, интеллектуальные, чувственно-эмоциональные, художественные, эстетические, личностно-авторские, психологические, прагматические и ряд других способностей. Дети любят фантазировать, творить, мечтать, повторять, играть. Методическое пособие по созданию игрушки «Чум - дом и семья в нем» как раз позволяет детям создать свою игрушку, а ее изготовление весьма доступно и просто.

Данная методика появилась на основе изучения мною культуры, быта, традиций, промыслов коренных народов Севера. Пришлось использовать опыт «матрешки», которая помогает ребенку освоить важнейшие признаки предмета: форму, цвет, часть и целое, величину, количество.

Главная цель при создании бумажной игрушки «Чум - дом и семья в нем» базируется на принципах изучения народных традиций Севера, культуры, быта, национального костюма, сохранения семейных устоев, красоты и пользы человеческого труда.

Задача методики - расширить знания о коренных жителях Севера. Подчеркнуть форму жилища северных народов. Показать яркость, нарядность, своеобразие одежды этого народа. В бумажной игрушке легко просматривается семейственность и преемственность поколений. Игрушка служит хорошим зрительным материалом для пересказа ненецких и хантыйских сказок, легенд, рассказов.

Такая игрушка - отличный сувенир, если изготовить его из более долговечного материала - из дерева, пластмассы, оргстекла. Форма позволяет вносить любые индивидуальные изменения. Самостоятельное решение по величине фигурок, по количеству «людей в семье», по цветовому оформлению, по подбору орнамента, по выбору предметов в руках бумажных персонажей, по виду одежды (согласно времени года) и т.д.

Каждый бумажный персонаж можно изготовить отдельно, но желательно, чтобы вся «семья» составляла единую композицию в игрушке «Чум - дом и семья в нем».

Игрушка будет выглядеть необычно, если соединить все персонажи в единую семью на леске, на веревочке, как цепочку из колокольчиков для создания настенного панно, для украшения интерьера комнаты, праздничного стола, новогодней елки.

При разработке этой методики учитывалась главная задача - развить у школьников наблюдательность, конструктивный расчет, аккуратность, использование разнообразных художественных приемов: декоративная графика, роспись, аппликация, бумажная пластика. Следующая задача - воспитать у ребенка чувство доброты и уважения к соседним народам малочисленной национальности. Изучить их духовный мир.

Роспись игрушки способна выявить на подсознательном уровне через сюжетное однообразие выбор героев, цветовую гамму, композицию и т.п. Без определенного исследования жизни, быта, культуры и традиций народов Севера невозможно интерпретировать, разнообразить вид игрушки. Дело в том, что исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. В процессе продуктивной работы звенья процесса учения - восприятие, осмысление, запоминание, применение - взаимосвязаны.

Форма чума приближает каждую фигурку к общей идее, задуманной автором, - национализации, не разъединяющей, а объединяющей малочисленные народы. В такую форму можно поместить «семью» не только ненецкого происхождения, но и ханты, манси и т.д. Можно дать имена кукольным персонажам. Выбрать профессии и занятия. На донышке можно поместить магнитик и на фанерной доске провести кукольное представление из движущихся фигурок, управляемых магнитом под фанерной доской, задрапированной от зрителей.

Изготовление игрушки

Схема построения формы куклы

Лист формата А-4 разделить пополам, где длинная сторона - 30 см, и провести осевую линию. С одной стороны от края листа провести полоску шириной 5-7 мм вдоль длинной стороны, а у кромки листа, где проходит ось, прорезать клин под углом 450 на ширину этой же узкой полоски (см.приложение 2).

От вырезанного клина проводим радиусом 15 см половину окружности. В произвольных пропорциях (радиус выбирается исполнителем самостоятельно) делим полукруг на 3 части, где

1-я часть - голова с капором;

2-я часть - средняя, часть одежды, руки, предметы быта и т.д.;

3-я часть - нижняя часть одежды с полоской орнамента, которая соединяет среднюю и нижнюю части одежды.

После выполнения росписи или другого вида работы - графического декорирования, аппликации - полукруг сворачивается колпаком и скрепляется в виде чума булавками, скотчем, клеем (см. приложения 1,7).

Последующие вкладыши из бумажных кукол выполняются по такому же принципу. Размеры можно выбрать на свое усмотрение, но радиусом не менее 10 см, иначе фигурки будет сложно художественно оформлять.

Декоративная аппликация

Изготовить эскиз одной игрушки или в полном комплекте: от 3 форм - чум, хозяин и хозяйка чума до большего числа персонажей по замыслу автора.

Общий вид игрушки в эскизном изображении показан в приложении 2. Выполняется ксерокопия и разрезается на фрагменты. Подбирается цветная бумага, тонкая ткань, тесьма, упаковочная декоративная лента - все наклеивается на детали, согласовывая цветовое оформление. Затем каждый фрагмент еще раз наклеивается на эскизную основу. Дорабатываются детали лица, кисти рук, завязки и т.д. Сворачивается конусом готовая основа игрушки и закрепляется по шву булавками, скотчем, клеем (по индивидуальному желанию). Учащиеся в данной аппликационной работе овладевают искусством стилизации, гармонизации, художественного декорирования игрушки.

Декоративная графика

Используя образец игрушки в приложении 2, внося свои корректировки по форме, по размерам и т.д., произвести дополнительную разбивку, симметричную соответственно центра формы. Разбивочные линии носят вспомогательный характер при выполнении графического декорирования.

Необходимо уделить внимание структуре и фактуре каждой детали: шапке - капору, малице или ягушке, мужскому поясу, пимам, а главное - орнаменту.

Декоративная графика требует от оформителя определенного навыка, гибкости и плавности руки, хорошего глазомера, усидчивости, умения стилизовать формы, образы. Необходимо предварительно изучить национальную орнаментальную мозаику, вид и качество одежды, ее фактурные свойства, элементы декора (см. приложение 3 для использования образца в работе по графическому декорированию).

В приложениях 4, 5, 6 показан триптих семьи коренного населения Севера, исполненный в технике графического декорирования. Это приложение дается как задание для упражнения по данной технике. Технические упражнения выполняются простым карандашом, а вся работа в целом оформляется гелевой ручкой, шариковой или кистью.

В декорировании можно использовать графические и растительные мотивы. Узор выполняется из завитков, линий, петелек, воланов, кругов, треугольников, ромбов, пятен и точек.

Декоративная роспись

Выполнив копии по предложенным образцам в данной методике или разработав самостоятельно эскизы будущих фигур игрушки-сувенира «Чум - дом и семья в нем», необходимо подготовить яркие густые цвета гуаши или акварели. Локальным цветом заполняется малица или ягушка, за исключением орнаментального оформления на одежде в виде горизонтальных и вертикальных лент. Если учитывается меховая фактура, то ягушка по низу выполняется из более светлого или более темного меха, чем ее верхняя часть, поэтому при смешивании цветов добавляются ахроматические цвета - черный или белый.

Орнаментальные ряды наносят черным, коричневым или терракотовым цветом на светлом фоне. Если ягушка выполняется из сукна, то выбирают контрастные цвета для верхней и нижней частей одежды, например, красный - синий, зеленый - коричневый, малиновый - черный и т.д. Это обязательно сочетаемые цвета, хотя из практики известно, что так бывает не всегда.

Малица решается проще - это выбор любого цвета сукна, но с обязательной окантовкой тонкой лентой капюшона контрастного цвета. Эта лента может служить набедренным поясом, перехватывающим свободную малицу вокруг тела, лента чаще бывает красного, желтого, оранжевого цвета.

Изучая азбуку ненецкого орнамента, его мозаичное исполнение на одежде коренных народов Севера, в оформлении игрушки «Чум - дом и семья в нем» учитель использует знания учеников по декорированию ненецкой одежды на уроках изо.

Дина СКЛАДАННАЯ, учитель изо и черчения, пос. Ханымей, Ямало-Ненецкий автономный округ