Понятие «профессиональная компетентность» по отношению к просто «компетентности» более частное и узкое. Сейчас в профессиональной литературе активно используются два понятия - «компетенция» и «компетентность», смысловые пространства которых по-разному соотносятся - от соподчинения до полной замены.

Тем не менее обычно под компетенцией понимают группу взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение одной конкретной (профессиональной) задачи. А под компетентностью - способность осуществлять деятельность (как правило, профессиональную) в рамках освоенной компетенции, «со знанием дела», принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации. Компетентность может также характеризовать меру соответствия имеющихся знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых задач.

В целом профессионально-педагогическая компетентность подразумевает:

• владение на теоретическом и практическом уровне предметными знаниями, умениями и навыками;

• владение способами, методами реализации данных знаний, умений и навыков;

• обладание необходимыми свойствами, качествами личности, позволяющими осуществлять педагогическую деятельность;

• обладание чувствительностью к пространству реализации своей профессиональной деятельности, подразумевающей открытость новому опыту, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту.

Профессиональные компетенции выражаются через личные возможности студента, позволяющие ему самостоятельно достаточно эффективно решать задачи, формулируемые им самим или руководством организации, с которой он заключил трудовой договор. Это происходит путем применения известных теоретических моделей при анализе конкретных ситуаций, выработки алгоритма принятия решения, умения делать логические обобщения и выводы, используя доступную информационную базу.

Анализируя деятельность педагога и его квалификационную характеристику, учитывая требования современных социально-экономических условий к личности учителя, можно сформировать следующие группы профессиональных компетенций, которые относятся к соответствующим компетентностям: ключевая, базовая, специальная.

Сформулируем в самом общем виде по каждой выделенной группе содержание профессиональных компетенций в области информационных систем для будущего учителя информатики:

• ключевая (персональная, профессионально-личностная, социально-психологическая) - включает личностные качества, выражающиеся в уровне развития интеллекта, позволяющие творчески решать профессиональные задачи;

• базовая (деятельная, прикладная) - наличие у специалиста глубоких знаний, современных и эффективных методов, технологий и навыков области информационных систем;

• специальная (предметная, содержательная, академическая, информационная) - наличие глубоких знаний по теории информационных систем, по смежным наукам и дисциплинам, обеспечивающих осознанность при определении содержания профессиональной деятельности.

На основе этого выделим основные профессиональные компетенции и охарактеризуем их, которыми должен обладать учитель информатики в области информационных систем (см. таблицы 1 и 2).

Если понимать профессиональную подготовку как процесс профессионального развития и овладения опытом будущей профессиональной деятельности, то можно сказать, что компетентный педагог устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование. Важной особенностью профессиональной компетентности человека является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее.

Следовательно, одним из вариантов решения задач становления профессиональной компетенции учеников и студентов является не только формирование знаний, умений и навыков, но и грамотное использование их в профессиональной деятельности в области информационных систем на этапе получения ими высшего профессионального образования.

Татьяна СУНДУКОВА, ассистент кафедры информатики и вычислительной техники, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Тула