Без информатизации школе трудно обеспечить соответствие подготовки выпускника к жизни. В этой ситуации реализация проекта ИСО в семи пилотных регионах РФ - это шаг к позитивному изменению школы. Созданная в рамках проекта система ММЦ призвана создать условия для подготовки учителя к использованию современного компьютерного оборудования, к внедрению новых технологий, позволяющих ученикам стать активными участниками образовательного процесса.

Оснащенные компьютерной техникой и аудиовидеомонтажной аппаратурой, центры теперь стали доступными и близкими (территориально) для учителей сельских школ Калужской области. Появилось место, где можно получить помощь методистов и технических специалистов.

Несмотря на реализацию схожих функций и проводимых мероприятий, каждый ММЦ своеобразен. Возьмем, к примеру, тот, что расположен в селе Перемышль, которое находится в часе езды от Калуги в здании средней школы.

В условиях небольшого района его появление дало возможность решить целый ряд проблем, начиная от информатизации образования (что является основной задачей деятельности) и заканчивая возможностью технически обеспечить проведение муниципальных мероприятий и дать консультацию по использованию компьютерных программ. Поэтому в центр идут не только педагоги, но и те, кто нуждается в квалифицированной технической помощи. А сотрудники центра сопровождают их от первого знакомства с компьютером до разработки авторских инновационных программ обучения с использованием современных программных средств.

Первое серьезное знакомство учителя с компьютером в ММЦ происходит на курсах повышения квалификации по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника». Правда, программа позволяет сформировать лишь базовую ИКТ-компетентность. И какие бы методически оправданные формы обучения ни использовали преподаватели курсов, все понимают: без систематической работы в послекурсовой период учитель не сможет закреплять и развивать приобретенные умения.

В этой ситуации на смену традиционным очным формам приходят сетевые консультации, работа в Интернете, занятия в медиакабинетах и другие подходы. В процессе обучения слушатели часто обращаются в центр за методической помощью по использованию ЭОР, учатся делать звуковые, анимационные и видеовставки в свои презентации. Отсюда и разнообразие тем и форм выпускных работ: презентации образовательного процесса, авторские разработки уроков с использованием ИКТ, тестовые задания для текущего и итогового контроля знаний в программах Power Point, Word, Excel и многие другие.

Городские ММЦ Калужской области отличает многофункциональность. Этот подход отчетливо выражен в работе центров в самой Калуге, в Малоярославце, Людинове, Обнинске, Жукове и других городах.

В отличие от традиционной методической службы, построенной по «предметному принципу», организационная структура ММЦ Калуги носит комплексный характер и включает в себя технологическую, педагогическую, управленческую и научную деятельность.

В период разворачивания центра был сформирован ряд подразделений: группа информационного обеспечения образовательного процесса, лаборатория инновационных педагогических технологий, группа мониторинга образовательного процесса, редакционно-издательский отдел и медиатека. Все эти структуры используют опыт традиционных служб. А вот дополнительными функциями группы информационного обеспечения образовательного процесса стали сбор, хранение и обработка данных по информатизации прикрепленных образовательных учреждений, предоставление педагогам возможностей обмена информацией посредством электронной почты.

В лаборатории инновационных педагогических технологий на первый план выдвинута идея внедрения современных педагогических и информационных технологий (Интернет, мультимедиа) и оказание помощи преподавателям в их освоении.

Оборудование, полученное в рамках проекта ИСО, позволяет публиковать и тиражировать материалы методического и учебного характера, электронные разработки, осуществлять систему проверки знаний и реализовать многие другие виды учебной деятельности.

Изменяется подход к обработке и хранению средств информации - в медиатеке формируется фонд компакт-дисков. Структура центра позволяет удовлетворить потребности педагогов города в предоставлении методических услуг, а привлечение новых форм работы, учитывая наличие соответствующего оборудования, обеспечивает формирование мотивации у педагогов к профессиональной деятельности.

Учителя Калуги получили в свое распоряжение свою «трибуну» - городскую учительскую многостраничную интернет-газету «ims.ru. Методический вестник» с информационными новинками, анонсом методических мероприятий, опытом коллег, приглашением к сотрудничеству.

Проект ИСО поднял методическую работу на новый технический уровень: ни одно образовательное мероприятие в городе не готовится и не проходит без использования аудиовидеомонтажного, издательского комплексов, мультимедийных средств. И все это направлено на изменение практики деятельности учителя.

Владение новыми технологиями позволяет по-новому подойти к рассмотрению педагогической культуры, как правило, ранее не учитывающей ИКТ-компетентность учителя. Современный педагог - не только носитель историко-социального опыта и знаний о методах и формах организации педагогического процесса, но и свободный пользователь офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов, базовых интернет-сервисов и технологий.

Именно такие учителя стали активными участниками всех мероприятий в ММЦ, вошли в состав школьных команд и занимаются разработкой программ информатизации своей школы, являются участниками конкурса педагогических инициатив с использованием ИКТ. И им далеко не безразлично, как они будут учить.

К примеру, в глуши Мосальского района Калужской области работает преподаватель биологии Александр Сидорка. В его учебном кабинете компьютер появился 4 года назад. Александр Ильич убежден в том, что пользы от этого устройства больше там, где есть конкретная сфера для его максимально широкого применения, а уж его изучение как инструмента применения новых технологий может идти параллельно с решением практических задач.

Электронные материалы к уроку Сидорки содержат минимум текстовой информации. Для него важна тщательная проработка дизайна: если это тест, то необходимо тщательно выбирать фон, яркость и колорит рисунков, форму, размеры и цвет элементов управления; часы, отмеряющие время ответа на вопрос, - все должно помочь школьнику сосредоточиться, погрузиться в проблему. Если же это электронная версия лекции, то нужно следить за подбором и сменой графических объектов, ведь их взаимодействие со звуком направлено на запоминание и одновременно систематизацию представленного материала.

Любой из материалов сопровождения легко изменяется. Причем сделать это может не только автор выполненного проекта, но и любой человек, способный отличить Shift от Enter.

Все больше учеников Александра Ильича работают в программе Flash. Она удобна для моделирования динамики процессов, что имеет немаловажное значение при изучении довольно сложного материала по эволюции, биохимии, делению клеток.

«Весьма досадно, - говорит Александр Сидорка, - что материалов для сопровождения уроков сейчас создано очень мало, а то, что есть, это скорее средства уклонения от творческой деятельности для школьников (раз, два, три - реферат готов!). При этом вот то, что действительно годится для урока, рассыпано мелким бисером по дискам и сайтам. Пока все соберешь и подгонишь одно под другое - вспотеешь сто раз. Но все равно получается очень мало по количеству и на слабую тройку по качеству. Получается, зря компьютер ставили? Нет, вот тут-то и начинается самое интересное: простор, целина - двигайся в любом направлении, придумывай что хочешь. Клондайк для творчества!»

Елена САХАРОВА, руководитель регионального координационного центра Калуги