Значительный удельный вес расходов на образование, дополнительные меры по государственной поддержке учителей, осуществляемые с 2004 года, создают необходимые условия для повышения качества и доступности общего образования.

Наша область с 2003 года участвует в эксперименте по ЕГЭ, а система образования стабильно демонстрирует одни из самых высоких результатов по 12 предметам не только в ЦФО, но и в целом по РФ. Этому способствует уникальная для РФ программа «Школьный автобус»: все расходы по приобретению и содержанию школьных автобусов, системы спутникового слежения за их передвижением, содержанию водителей, их экипировке взял на себя областной бюджет.

С 1994 года регион проводит широкомасштабную экспериментальную работу по отработке новых подходов к содержанию общего среднего образования. Среди положительных результатов - создание комплекта учебных пособий, которые получили высокую оценку фонда «Здоровье нации - основа процветания России» и открытого национального конкурса на разработку учебных пособий нового поколения, организованного НФПК. Особая ценность представленных в полиграфическом и оцифрованном вариантах пособий в том, что с их помощью ученики получают важнейшие представления о моделировании атомно-молекулярной структуры вещества, необходимые при изучении нанотехнологий.

С 2006 года в школах и дошкольных учреждениях области вводится предшкольная подготовка. При этом знакомые всем «Букварь» и «Математика» выполнены как в бумажном, так и в цифровом вариантах. Один из значимых результатов апробации - сокращение букварного периода подготовки детей, быстрое и успешное формирование знаний и умений по письму и счету, анализу предметов и явлений окружающего мира.

Проект ИСО придал новый импульс проводимой работе. Если бы мы сохранили темпы повышения квалификации учителей на уровне 2005 года, лишь через 20 лет последний учитель приобрел бы навыки использования ИКТ в учебном процессе. А сейчас в большинстве муниципалитетов созданы современные, оснащенные на международном уровне центры, что позволило максимально приблизить информационные ресурсы и технологии к месту проживания учителей и учеников. И сегодня методическая помощь учителю-предметнику не мыслится без ИКТ-технологий. А удельный вес выпускников 9-х классов, использующих цифровые ресурсы на уроках, возрос вдвое.

По своему потенциалу ММЦ и учебные заведения, которые подключены к сети «Интернет», способны стать основой цифровых муниципалитетов. Школа - самое открытое и доступное государственное учреждение, в ней могут быть выделены места для свободного доступа к электронным ресурсам любому жителю самого отдаленного населенного пункта для решения своих проблем, начиная с бытовых и завершая получением необходимых для пользователя знаний. Мы идем по этому пути, рассчитывая на поддержку власти и понимание социума.

Геннадий ЛОВЕЦКИЙ, заместитель министра образования, культуры и спорта Калужской области, начальник Управления образования и науки