Самая популярная на сегодня поисковая система - Google (http://google.com). Она обрабатывает более 70 процентов всех запросов в мире. Ее конкуренты - Yahoo! (http://yahoo.com) и MSN (http://msn.com). В российском сегменте Интернета лидером поиска является Яндекс (http://yandex.ru). Заметно отстают от него Рамблер (http://rambler.ru) и Апорт (http://aport.ru)

Популярность Google объясняется тем, что ее создатели придумали новый алгоритм поиска, с помощью которого система сумела находить страницы, лучше всего соответствующие поисковому запросу.

Однако время не стоит на месте, все в мире развивается, точно так же меняется и развивается Всемирная сеть. А эти изменения и требуют новых подходов к поиску в ней. В каком же направлении происходит развитие поисковых технологий?

Интернет, равно как любые другие технологии, всегда стараются быть больше ориентированными на пользователей. Одна из основных задач, которую пытаются решить разработчики, - максимально упростить работу с поисковыми системами.

Одна из сложностей, с которыми встречаются пользователи во время поиска, - правильное построение запроса. Ведь система всегда находит лишь то, о чем ее попросили. При этом вопросы могут быть сформулированы верно с точки зрения обычной человеческой речи, но совсем неправильно с точки зрения правил формулировки запросов для машинного разума.

Допустим, вам необходимо получить информацию о погоде в Риме. Если вы хотите спросить об этом какого-либо человека, вы зададите ему вполне естественный вопрос: «Какая сегодня погода в Риме?». Но точно такой же запрос, адресованный Яндексу, ни к чему не приведет. А вот если ввести в поисковую строку всего два слова - «погода Рим», ответ будет расположен в первых же найденных ссылках.

Именно поэтому создатели поисковых систем сейчас пытаются решить проблему поисковых запросов, заданных обычным естественным языком. По этому принципу, например, работает поисковая система Hakia (http://hakia.com), которая умеет общаться с пользователями «на их языке» и выдавать ответы в виде ссылок на веб-страницы. Правда, пока она лучше всего справляется с англоязычными запросами. Результаты выводятся в следующем виде: в верхней части располагается прямой ответ, а также оценка понятности вопроса в виде поясняющей фразы (например, «все понятно» или «надеюсь, я понял ваш вопрос»), ниже размещается список остальных результатов поиска.

Еще одна проблема состоит в том, что сайтов в Интернете становится все больше, и соответственно найти в этой куче что-либо нужное очень сложно. Часто в результаты поиска попадают совсем не те сайты, которые необходимы пользователю. Поэтому в последнее время актуальной стала задача создания поисковых систем по специализированным сайтам определенной тематики. Что-то подобное предлагает «Союз образовательных сайтов» (http://allbest.ru/union/search.cgi), однако этот каталог недостаточно представляет образовательный Рунет.

Специализированные поисковые машины уже есть и в российском Интернете: Applikata (http://www.applicata.ru ) и Тындекс (http://tyndex.ru) специализируются на поиске по товарам, Nigma (http://nigma.ru/lib-index.html)- поиск по электронным библиотекам и так далее.

Однако уже сейчас многие специалисты, пытаясь спрогнозировать ситуацию, соглашаются с тем, что развитие поисковых технологий будет развиваться не по пути усовершенствования алгоритмов поиска, а совершенно в ином направлении. Сам процесс перестанет быть прерогативой исключительно машины, и для него все чаще будут привлекаться пользователи.

Еще зимой прошлого года о создании поисковой системы нового поколения заявили разработчики всемирно известной энциклопедии Wikipedia (http://www.wikipedia.org). Новый поисковик будет базироваться на мнениях пользователей, которые смогут участвовать в отборе и формировании сетевого контента так же, как это делают редакторы Wikipedia. Юзеры смогут сами корректировать итоги поиска по заданным ключевым словам. И мнения одного человека будут влиять на поисковые результаты других. Благодаря этому окончательный результат поиска станет гораздо более точным, конкретным и свободным от ненужных ссылок.

Параллельно развиваются системы, в которых можно получить помощь от поискового эксперта. Классический пример - Mahalo (http://mahalo.com). Это первый в мире поисковик, принцип работы которого основан на человеческом труде. По каждому запросу отображается лишь отобранная вручную информация, причем, кроме ссылок, это могут быть также фотографии и видеоролики. Правда, пока что система способна обработать лишь самые популярные поисковые запросы - «iPhone», «Apple» и так далее.

Интересной формой реализации того же принципа стал поисковик ChaCha (http://chacha.com), сочетающий в себе как традиционные, чисто механистические подходы, так и поиск с использованием труда людей. На этом сайте работают операторы, которые помогают пользователям системы - эта функция здесь реализована в форме чата.

Отдельный вариант - сервисы поиска ответов. Один из них - ответы@mail.ru (http://otvet.mail.ru/) - недавно был запущен и в Рунете. Принцип работы прост и основан на диалоге: одни пользователи задают вопрос, другие на него отвечают. Вопросы сгруппированы по категориям, хотя могут быть абсолютно любыми - «Кто придумал деньги?», «Как вы считаете, курящие люди мешают жить некурящим?», «Помогите, пожалуйста, с рецептом теста для пиццы!» и так далее. Благодаря специальным меткам можно найти те вопросы, которые уже были заданы ранее. Ответов, правда, можно и не получить или получить совсем не то, что нужно, но все же такой сервис довольно востребован среди интернетчиков.

Еще одно направление развития поисковых систем - визуализация поиска. Человеческому мозгу легче воспринимать, понимать и запоминать изображения, нежели текстовую информацию. Поэтому в последнее время все более и более активизируются поисковые системы, которые предоставляют не список ссылок, а некую схему, где показаны связи элементов между собой. В качестве примера можно назвать сервис Quintura (http://quintura.ru).

...Конечно, пока еще вряд ли хоть что-то

способно пошатнуть гегемонию Google. Однако со временем альтернативные системы будут становиться все популярнее, и пользователь в каждой ситуации сможет выбрать нужный и наиболее подходящий для конкретного поиска сервис.