Деятельность государственно-общественных координационных советов позволила расширить сотрудничество с Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департаментом науки и промышленной политики, Департаментом потребительского рынка и услуг, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства и, безусловно, с префектурами. Вместе с тем в городе пока еще отсутствует единая система подготовки квалифицированных кадров, основанная на межведомственной координации. В Москве, допустим, реализуется большое количество различных городских целевых программ. Но во многих из них нет раздела, посвященного кадровому обеспечению той или иной отрасли. Ну, например, есть программа строительства в городе гостиниц. Но сколько, каких специалистов. в каком году нужно подготовить, допустим, нашей системе, неизвестно. У нас пока еще есть лишь сведения о вакансиях, заявленных предприятиями и организациями, но нет среднесрочного и долгосрочного комплексного прогноза потребностей экономики города в квалифицированных кадрах, который был бы основан на анализе факторов социально-экономической политики, демографической ситуации, трудовой миграции. Прогноз даст основания понять, какие кадровые потребности носят стратегический характер, определяют перспективное развитие города и, следовательно, именно на подготовку по таким профессиям и специальностям должны тратиться бюджетные средства, а какие потребности - текущие, кратковременные. Поэтому мы предлагаем разработать закон города Москвы «О подготовке квалифицированных рабочих кадров в городе Москве». Он включен в план законотворческой работы Правительства. Этим законом также предполагается регламентировать процедуру формирования единых профессиональных стандартов и сертификации рабочих и специалистов во всех сферах городского хозяйства.

Сегодня мы вынуждены констатировать, что работодателей часто не устраивает и уровень качества профессионального образования. Но качество образования зависит прежде всего от двух вещей - от материальной базы колледжей, их оснащенности современным учебно-производственным оборудованием и, конечно, от уровня квалификации тех, кто учит, - инженерно-педагогических кадров мастеров производственного обучения, преподавателей спецдисциплин. Вот почему принципиальным положением предлагаемой программы станет модернизация материально-технической базы колледжей. Их оснащение не просто современным оборудованием, а такими техническими средствами, которые должны опережать уровень оснащенности промышленного производства. На выполнение этой задачи в программе предусмотрено выделение 9 млрд. рублей из 26 млрд. рублей, запланированных на реализацию всей программы. Причем эти средства не распыляются по всем учебным заведениям, а, как предполагается, будут использоваться концентрированно на оснащение ресурсных центров в колледжах. Планируется оснастить 33 ресурсных центра, из которых 9 - по профессиям и специальностям машиностроительного профиля, 11 - строительного профиля, 13 - потребительского рынка, услуг, легкой промышленности, транспорта и связи. Оснащение колледжей современным высокотехнологичным оборудованием позволит не только существенно повысить качество профессионального обучения, но и наладить выпуск товарной продукции и оказания услуг населению в процессе производственной практики. Кроме того, колледжи могут развернуть работу по переподготовке и повышению квалификации взрослого населения по заявкам и за счет предприятий, не имеющих необходимой учебной базы и кадрового обеспечения. С другой стороны, планируется развивать сеть отраслевых ресурсных центров на базе крупных предприятий за счет финансирования либо самими предприятиями, либо отраслевыми департаментами. Предполагается, что базовое профессиональное обучение наши учащиеся будут получать в колледжах, а конкретную специализацию с учетом профиля и специфики предприятия в таких ресурсных центрах. Уже сейчас развивается наше сотрудничество с Департаментом науки и промышленной политики, который создает подобные ресурсные центры на базе ОАО «Станкоагрегат», ВНИИ «Метмаш», ОАО «Лианозовский электромеханический завод». Предполагается, что около 600 учащихся политехнических колледжей смогут проходить обучение в этих центрах. Общий объем финансирования по предлагаемой программе составит 162,2 млн. рублей, и это как бы из других источников финансирования. Всего за три года планируется создание десяти таких центров.

Есть отдельные примеры работы конкретных предприятий. Так, например, ГУП «Мослифт», благодаря тому что создал современную учебно-материальную базу для подготовки рабочих в электромеханическом колледже №55, организует экзаменационные испытания выпускников. Оказывает им материальную поддержку, а в результате практически все выпускники после окончания этого колледжа идут на работу в «Мослифт».

Недавно в Департаменте градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы состоялось большое совещание с руководителями строительных компаний, посвященное их участию в развитии системы подготовки кадров для строительной отрасли. Предполагается создать трехлетнюю программу участия работодателей этой отрасли в качественном изменении подготовки будущих строителей. К сожалению, на сегодняшний день есть нерешенные нормативно-правовые вопросы, в том числе и те, что должны обеспечивать взаимодействие учреждений профессионального образования и предприятий, работодателей. Поэтому мы предлагаем внести изменения в Закон «Об образовании» в части, касающейся возможности соучредительства учреждений начального и среднего профессионального образования. Соучредительство даст возможность крупным предприятиям и организациям различных форм собственности наряду с государством напрямую инвестировать свои средства в развитие колледжей и контролировать их использование. Наличие такой законодательной нормы позволило бы нам решить и такую сложную проблему, как имущественные отношения.

Благодаря работе, проделанной совместно с Департаментом имущества, нам удалось вернуть в собственность города и соответствующим образом оформить права собственности на 205 зданий колледжей. По 19 зданиям в настоящее время продолжаются процессы оформления права собственности. Однако до сих пор 36 зданий, в которых размещаются профессиональные колледжи, не принадлежат Москве, поскольку отсутствует согласие собственников на их передачу городу.

Острой продолжает оставаться нехватка учебных площадей. На протяжении 15 последних лет в систему профессионального образования было передано лишь одно вновь построенное здание. 56 зданий учреждений среднего профессионального образования продолжают находиться в ветхом и аварийном состоянии. Наполняемость аудиторного фонда по системе на 10% превышает санитарно-гигиенические нормы. Поэтому программа предполагает новое строительство 8 зданий колледжей, ремонт 152 учебно-производственных мастерских, их оснащение современным учебно-производственным и информационным оборудованием на сумму более 2,5 млрд. рублей.

В связи со складывающейся демографической ситуацией, которая дает нам в ближайшее время пока еще сокращение выпускников 9-11-х классов, предполагается привлечение иногородней молодежи для обучения в колледжах Москвы. С этой целью программа предусматривает строительство трех гостиниц и реконструкцию двух зданий под гостиницы на 1,5 тысячи мест для временного проживания обучающихся.

Остается пока нерешенным вопрос о повышении уровня подготовки инженерно-педагогических кадров. Средний возраст педагогических работников системы профессионального образования составляет 50-55 лет, укомплектованность мастеров производственного обучения 56%. Вакантные ставки закрываются за счет внутреннего совмещения, что не может не сказываться на качестве подготовки учащихся. Причин здесь несколько. Это разрушение системы подготовки этих кадров в высших учебных заведениях, снижение их социального статуса, низкая зарплата и многое другое. Программа предусматривает меры для изменения этой ситуации - это прежде всего повышение оплаты труда мастеров, а также создание на базе городской системы высших учебных заведений института по подготовке инженерно-педагогических кадров.

Одно из важных направлений программы - социальная поддержка обучающихся в системе профессионального образования. Более 70% обучающихся в колледжах - дети из малообеспеченных и неполных семей. Среди них постоянно увеличивается количество детей-сирот (сегодня это свыше 2% от общего количества), детей, находящихся под опекой, имеющих девиантное поведение. По данным социологических исследований, до 8% учащихся системы профессионального образования поступают в колледжи из-за наличия в них бесплатного питания.

В соответствии с решением Правительства Москвы сегодня учащиеся системы профессионального образования охвачены горячим питанием и получают стипендию. Для современной организации полноценного питания учащихся в программе предусмотрена полная реконструкция 45 столовых. Планируется значительное расширение системы клубной, спортивной работы, молодежного туризма, профессионального и любительского творчества, кружков художественной самодеятельности, прикладного искусства.

Не секрет, что 7 из 10 призывников в армию - выпускники системы профессионального образования, поэтому программой предусмотрен блок мероприятий, направленных на гражданское и военно-патриотическое воспитание учащихся. Но для более эффективной подготовки ребят необходимы модернизация и новое строительство спортивных сооружений. Сегодня в системе профессионального образования работает всего один бассейн. Программа предполагает строительство еще 3 спортивных комплексов, 10 спортивных залов, 6 актовых залов колледжей. Наряду с этим считаю, что быстро развивающаяся сеть спортивных сооружений в городе должна быть сориентирована и на совместную работу с колледжами.

Другая категория учащихся, требующая особой системы социальной защиты, - дети с ограниченными возможностями здоровья. За последние три года их количество в профессиональных колледжах постоянно увеличивается и в настоящее время составляет около 3 тысяч человек. Однако нуждающихся в профессиональном обучении значительно больше. Поэтому проект программы предусматривает создание в колледжах доступной для детей с ограниченными возможностями здоровой среды обучения и жизнедеятельности, приобретение специального учебного компьютерного оборудования, позволяющего таким детям получить востребованные профессии и специальности.

В представленной программе предусмотрен комплекс мер, направленных на развитие городской системы профессионального образования. Однако не могу не сказать, что меры, предусмотренные этой программой, - только начало процесса действительно кардинального решения проблемы кадрового обеспечения экономики города. Дальнейшие шаги должны предполагать и соответствующее целевое бюджетное финансирование.