Основным предметом ученического оргпроектирования становится изучение того, как должна быть устроена организационная деятельность учащихся, каким образом должны выстроиться связи, взаимодействия, коммуникация между ними, как все это будет влиять на развитие личности, коллектива и образовательной среды. Здесь учитывается прежде всего роль детей в реализации общих задач нашего общества и новых задач образования: экологических, информационных, спортивных, туристических, непрерывном учении, обеспечении трудовой занятости и так далее. Решение всех этих задач возможно на основе строительства определенных оргпроектных отношений в ходе образовательного процесса.

Эффективность и качество школьного оргпроектирования, да и всей проектной деятельности во многом зависят от степени включения учащихся в управление образовательными проектами. На эту зависимость все чаще и чаще в связи с серьезными детскими проблемами и регулярными педагогическими неудачами обращают свое внимание учителя-экспериментаторы и ученые. Они снова и снова, обсуждая, как в той или иной форме это делается в образовательных учреждениях, возвращаются к идее самоорганизации и исследуют аспекты, относящиеся к ней.

Формальный подход, или, другими словами, организация учебно-проектной активности детей по педагогическим проектам и командам взрослых, мало что дает. Без реального участия детей в организации деятельности ученических проектных групп и больших объединений, без ученического самоуправления и оргпроектирования трудно получить более высокие образовательные результаты. По мнению доктора психологических наук Виктора Слободчикова, сознательно выстраивая свою деятельность, управляя собой и другими, учащийся, как и любой человек, получает импульс развития. Это происхдит прежде всего тогда, когда он сам созидает, то есть проектирует свое место, свои занятия, свои связи. Общая значимость такого подхода неизмеримо превышает традиционные варианты. Природа детей устроена таким образом, что дети лучше развиваются и учатся, когда сами самостоятельно что-то организовывают. В большинстве случаев то, что ими самими придумано, потом и реализуется с большим желанием и активностью. Учитель же, создавая проект, часто выдумывает форму работы, чтобы заинтересовать учеников, включить их в реализацию своего замысла, соответствующего определенной учебной программе, но все это своего рода способ контроля, который чаще всего бывает неэффективным. Серьезной проблемой при этом становится определение объема управленческих функций, которые учитель желает передать учащимся в ходе проектной деятельности. Например, нельзя передать детям ответственность за проектную работу и оставить для себя функцию контроля. Это будет не проектирование и самоуправление, а решение задач под контролем взрослых.

Сегодня, к сожалению, многие взрослые не готовы стать для учащихся организаторами и партнерами. В исследованиях ученые часто отмечают, что учителя и родители нередко руководствуются старыми представлениями, умеют только командовать детьми или, наоборот, потворствуют вседозволенности, не могут передать детям опыт освоения демократических норм жизни в гражданском обществе, так как не имеют такого опыта и осваивают его вместе с детьми путем проб и ошибок.

Таким образом, возникает вопрос о детско-взрослых проектных объединениях, где между взрослым и ребенком предполагаются партнерские отношения. Речь идет о более высоком уровне развития - о совместной деятельности, которая, скажем, разворачивается в центре образования «Гамма», гимназиях №№1529 и 1520, в школах №№26, 757, 864, 1095, 1161, 1951, 1978, городской станции юных туристов, в процессе которой появляются ученические проекты, в этих ОУ свой голос есть у каждого учащегося, а учителя выполняют роль консультантов. В ходе ученического проектирования задача учителя состоит в том, чтобы формировать условия для организации творческого проектного пространства, непрерывного совершенствования качеств учащихся в процессе создания собственных оргформ, консультировать и подталкивать их к этому.

В центре образования №1404 «Гамма» принято создавать условия для проектирования оргформ самими ребятами. Такое действие реализуется с поддержкой педагогов и родителей, поиском внешних возможностей. Это позволяет детям в интересах реализации определенной проектной идеи самим организовывать проектные группы или целые классы, объединения, группы, оргкомитеты соревнований, новые номинации, приглашать известных людей и спонсоров, определять число и категории участников, способы их привлечения и многое другое, дает им шанс испытать себя, свои организационные и психологические возможности, получить опыт реальной ответственности, которую они сами на себя берут.

Не все дети (а многие не сразу) могут разрабатывать и реализовывать оргпроектные идеи. Зачастую при этом у них не появляется собственного содержания этой работы, им не хватает культурного багажа, порой они используют старые формы, копируя их у взрослых или из телепередач. Из-за всего этого страдает качество проектов, а детские способности не развиваются.

Многим учащимся нравится конструировать не одну формальную структуру для всех, а сочетание форм, где есть возможность переходить из одной в другую. Скажем, есть интересный опыт в четвертом классе школы №467, где учащиеся объединяются в учебно-проектные группы по несколько человек. Тут существует правило - отстающему учащемуся по определенной учебной теме начинает помогать его товарищ. Сначала возникает вариант оргпроекта: «Я тебе объясняю до тех пор, пока ты не поймешь». Может быть и другой замысел: «Я объясняю, ты рассказываешь учителю, и он тебе ставит оценку». В третьем случае - «Я привлекаю еще консультантов из числа одноклассников», в четвертом - «Я тебе помогаю подготовить викторину по этой теме для класса, тогда ты лучше поймешь», в пятом - «Я как ассистент учителя закрепляю за тобой постоянного консультанта». В других ситуациях могут привлекаться несколько учащихся, родители, специалисты, учителя, ученые, включаться интернет и так далее.

В шестом классе центра образования «Гамма» ученица освоила метод вопросов, которые задаются по ходу чтения к тексту, героям и автору, рассказала о своих достижениях одноклассникам, после чего сразу образовалась группа ребят, которым было интересно освоить новый метод. Когда группа набралась опыта, она решила разработать новый проект большего масштаба и распространить этот метод во всем классе. Дальнейшая реализация этого проекта была связана с созданием других оргформ, а также взаимодействием с пресс-группой, дизайн-группой и другими группами по интересам в классе. Такой подход способствует повышению заинтересованности учащихся в учебе и качества образования в классе.

Вторым аргументом в поддержку ученического оргпроектирования как одного из способов повышения качества образования является то, что в процессе разработки и реализации оргпроекта сначала создается оргформа, а потом на ее основе при определенных условиях может складываться общность. Причем общность возникает тогда, когда она формируется не по принципу формально организованной структуры «управленец и система исполнителей», а при объединении учащихся, согласовавших общую проектную тему, свои цели, предъявивших друг другу свои интересы и амбиции.

Очень часто в образовательном пространстве создаются различные организационные формы (например, группа, отряд, совет, класс-проект, союз, экспериментальная сеть, клуб или студия), а сообщества в них отсутствуют. При выстраивании разных ученических форм в ходе образовательно-проектной деятельности требуется исходить из того, что учащиеся стремятся к объединению и освоению проектно-деловой ученической культуры в процессе совместной деятельности, независимо от того, поддерживают их взрослые или нет. Детское сообщество создается на личных моментах, а не по обязанности, запланированной в оргпроекте. Эта детская особенность должна учитываться взрослыми.

Главным смыслом образовательно-проектной деятельности становится развитие личности учащегося и коллектива ученического проектного объединения, которое в свою очередь превращается в источник и движущую силу ученического оргпроектирования. Исходя из этого, создание формы очень часто начинается с осознания автором, лидером или группой единомышленников своих миссии, возможностей и перспектив развития, проектной идеи и направления деятельности.

При создании проекта определяются смыслы, форма, масштаб и сроки организационной деятельности, формулируются цель и задачи развития общности, распределяются роли и функции, планируется ход разработки оргпроекта, продумывается взаимодействие, проводятся предварительные пробы на разных уровнях, анализируются затруднения, вносятся коррективы в оргсхему.

Исходя из опыта центра образования «Гамма», школы №26 и других образовательных учреждений, можно выделить такие основные структурные элементы оргпроектной деятельности, как деление процесса проектирования на большие и малые этапы; непрерывный поиск улучшений, что заменяет принуждение; социологические опросы; составление программы действий; интеграцию с задачами учебного процесса; программами школы и города; анализ способов упрощения работы; поиск потерь времени по разным причинам - из-за ненужных действий, плохой подготовки, несвоевременного исполнения; обеспечение оперативности информирования участников; концентрация сил и времени на главных вопросах, четком графике работ; подготовку экономических расчетов; защиту оргпроекта и его презентацию, определение мер по распространению опыта и результатов.

Деятельность в рамках проектной общности предполагает владение многими организационными методами, такими как «ориентация на конечный результат», «целевое планирование», «шаг за шагом», «параллельные действия», «рациональное ожидание», «своевременный отдых», «работа как на финише», «чередование ускорения и замедления», «определенный порядок действий», «малые успехи», «поддержание интереса» и т.п. Представляя всю картину оргпроектной работы в целом, необходимо предвидеть, что может быть период инерции, а потому действовать не торопясь, постепенно.

Эффективное оргпроектирование, а значит, и строительство эффективной общности, предполагает формулировку общей цели развития коллектива ученического проектного объединения на основе целевого подхода. Использование целевого подхода как способа конкретизации системного подхода при проектировании предусматривает выделение главного целевого ориентира в развитии коллектива как целостности, а также промежуточных целей на начальном, основном и заключительном этапах деятельности. Кроме этого, учащиеся и все проектное объединение должны видеть место своей цели в общих целях развития коллективов класса и школы и сочетаться с ними.

Важно представлять, что цель развития всегда одна и она приоритетна по отношению ко всем остальным задачам и делам. Цель существует независимо от того, формулируют ее или нет. Разница в том, что при стихийном процессе и неясной цели результаты неопределенные, а при целенаправленной деятельности весь коллектив устремлен к новым конкретным достижениям. Соответственно различаются и результаты. Необходимо учитывать, насколько целенаправленно идет процесс развития коллектива, насколько ясно, точно и привлекательно сформулирована цель его развития. Правильно определенная цель не только объединяет участников проекта, но и многократно умножает их силы, способствует личностному и коллективному росту.

Информация к сведению

Ученическое оргпроектирование может применяться:

- в предметной, межпредметной или непредметной областях;

- по разным направлениям учебно-воспитательной деятельности, исходя из детских интересов, - организационному, журналистскому, психологическому, предпринимательскому, гражданско-патриотическому, научно-исследовательскому, экологическому, спортивному, компьютерному, дизайнерскому, технологическому, театрально-концертному, оздоровительному, правовому, туристическому, игровому и т.д.;

- для организации проектной работы на уроках;

- в ходе соуправления общешкольным проектом, учебной четвертью-проектом, класс-проектом, учебной темой-проектом, тематической неделью-проектом;

-при осуществлении проекта учебной фирмы, игры или мероприятия.

Практика целевого планирования в центре образования «Гамма», школах №№864, 1095, 1935 и других образовательных учреждениях убеждает, что целей развития общности в ходе оргпроектирования может быть несколько. На первом месте - индивидуальное развития, на втором - цель развитие ученического проектного объединения как коллектива, которая включает этапы и методы совершенствования взаимодействия, далее цель деятельности, соответствующая уровню развития общности, - создание новых условий, освоение определенной эффективной технологии или метода, реализация конкретного проекта, подготовка к значимому событию и так далее. Чем выше уровень индивидуального и коллективного развития, тем на более высоком уровне сложности осуществляется сам проект. В то же время если на первое место выходит техническая цель, например, создание и функционирование проекта, без учета целей развития участников, то уровень и качество проектной работы бывают невысокими. А главное при этом то, что проектная общность не видит дальнейшей перспективы развития, недостаточно повышает свое проектно-ученическое мастерство и слабо готовится к решению более сложных проектных работ.

Необходимо учитывать, что формулировка цели коллектива ученической проектной структуры должна отвечать также и другим требованиям: быть привлекательной, четкой, ясной, точной, перспективной, конкретной и реальной; иметь конкретные показатели достижения; выражать в той или иной степени интересы учителей и родителей... Включение интересов родителей приводит в итоге к увеличению моральной, профессиональной и материальной поддержки с их стороны.

Информация к сведению

Ориентация оргпроектирования на развитие коллектива ученического проектного объединения позволяет его участникам:

- представлять в воображении идеальный образ - продвинутого коллектива, объединения (группы), исследователя, менеджера, эколога и т.п.;

- видеть всю картину развития интересов и способностей;

- планировать развитие общеучебных и проектно-деловых навыков;

- находить свои интересы в целях класса и образовательного учреждения;

- отвечать за свои способности, здоровье и проект;

- овладевать эффективными методами проектной работы;

- осваивать технику делового общения, вести переговоры с разными людьми;

- повышать активность участников объединения с низкого до высокого;

- проводить игры на формирование команды;

- строить отношения в проектном объединении на основе доверия;

- достигать взаимозаменяемости в объединении;

- улучшать анализ (глубину, детализацию) своей работы;

- извлекать плюсы из ошибок, неудач и затруднений;

- выявлять внутренние резервы личности и коллектива, ростки одаренности;

- проявлять самостоятельность, до всего «доходить своими мозгами».

Универсальный показатель развития проектной общности - ее готовность к реализации более сложных проектных задач.