Проблема развития инновационных форм дошкольного образования в целом и его инновационных форм в частности достаточно актуальна, она диктуется жизнью и находит понимание в педагогическом сообществе, это подтверждается федеральными и региональными программами развития образования. В настоящее время дошкольное образование ощущает серьезное внимание со стороны государства и общества, в средствах массовой информации появляются позитивные материалы о дошкольном образовании, а доверие к системе растет, особенно со стороны родителей.

В соответствии с поручениями, сформированными на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики от 4 августа 2006 г. (протокол №9), Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки были сформулированы приоритетные направления государственной политики в области дошкольного образования и комплекс мер по его развитию в РФ.

Развитие дошкольного образования предполагается осуществлять по таким направлениям, как обеспечение доступности дошкольного образования и повышение качества дошкольного образования.

Обеспечение доступности дошкольного образования будет осуществляться за счет увеличения фактического количества мест в дошкольных учреждениях; регулирования роста оплаты за посещение дошкольного учреждения с родителей; мер социальной поддержки граждан РФ, воспитывающих детей дошкольного возраста; выравнивания стартовых возможностей детей из различных социальных слоев и групп населения для получения дальнейшего образования.

Повышение качества дошкольного образования будет обеспечиваться созданием организационно-правового и методического сопровождения дошкольного образования детей в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, и мерами по развитию кадрового потенциала системы.

Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования.

В 2000 году Министерство образования РФ предложило для использования в работе ДОУ и других образовательных учреждений (школ, учреждений дополнительного образования и так далее) Программу развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.

Программа была направлена на сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создание условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в домашних условиях. Первоначально были открыты группы развития, а с совершенствованием нормативно-правовой базы появились новые возможности. Сегодня в дошкольных учреждениях работают и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей. Видовое разнообразие групп позволяет родителям выбирать образовательные маршруты для своих детей. Среди групп кратковременного пребывания особо выделяются такие, как: «Адаптационная группа» (от 2 до 3 лет), «Группа развития» (от 3 до 7 лет), «Играя, обучаюсь» (от 1,5 до 7 лет), «Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» (от 2 до 7 лет), «Особый ребенок» (от 2 до 7 лет), «Группа для детей с отклонениями в развитии» (от 2 до 7 лет), «Будущий первоклассник» (от 5 до 7 лет), «Групп для детей, у которых русский язык неродной».

Сегодня в Москве 753 группы кратковременного пребывания. Потребность в этих группах постоянно растет, и по сравнению с 1999 годом их количество в столице увеличилось более чем в десять раз.

Студенты МГПИ провели мини-исследование по изучению востребованности видов групп кратковременного пребывания по нескольким округам Москвы. Результаты исследования показали, что самая востребованная - адаптационная группа (23%), группа «Будущий первоклассник» в рейтинге получила 2-е место (19%), третье место у группы «Играя, обучаюсь» (18%), дальше следуют «Группа детей с отклонениями в развитии» - 15%, «Особый ребенок» -14%, «Группа развития» - 7%, «Группа выходного дня» - 4%.

Чтобы выявить, какие трудности и проблемы есть у групп кратковременного пребывания, студенты провели также анкетирование воспитателей и руководителей дошкольных учреждений. Оно показало, что большинство воспитателей обеспокоены содержательным компонентом образовательного процесса, они считают, что программно-методическое обеспечение ГКП разработано недостаточно и не охватывает всего их разнообразия и режимов их деятельности. Существует единственная программа для ГКП «Будущий первоклассник» под редакцией Т.Дороновой и Н.Коротковой. Некоторые авторы методических пособий советуют в качестве программ использовать комплексные программы, возможно, с этим можно было бы согласиться при условии адаптации содержания к виду ГКП и режиму их работы, но, безусловно, с такой задачей воспитатели самостоятельно не справятся. Это дело науки. В анкетах воспитатели указывали, что во время работы методических объединений, курсов повышения квалификации и в творческих группах они разрабатывали содержание работы в ГКП и охотно обменивались методическими материалами.

Руководителей учреждений волнует кадровая проблема, материально-техническое обеспечение работы этих групп, качество образовательного процесса.

Работа ГКП показала, что есть реальная возможность для сотрудничества ДОУ с разными категориями семей, обеспечения доступности дошкольного образования, социальной адаптации детей, подготовки их к школе, а также повышения престижа учреждения и рационального использования его внутренних ресурсов.

Сегодня можно утверждать, что реализация программы развития инновационных форм улучшила ситуацию, особенно в больших городах: сохранилась сеть ДОУ, а дошкольное образование стало более доступным для всех категорий граждан РФ.

Однако демографическая ситуация меняется. С ростом рождаемости увеличивается дефицит мест в ДОУ, очередность, по данным Росстата, составляет 800000 детей по РФ, а по Москве - более 30 тысяч детей. По данным Рособрнадзора, на 1 сентября 2006 года охват детей услугами дошкольного образования составлял 61,3%, что приближается к показателям 1991 года (63,9%). Разброс по различным регионам составил примерно от 81% до 8%. По Москве рождаемость увеличилась на 37%, охват детей услугами дошкольного образования составляет 63%, а для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) охват разными формами дошкольного образования составляет 96,7%. В Москве 1909 дошкольных учреждений, их посещают 269000 детей.

Нововведением начиная с 2002 года стало внедрение в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это позволило расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой. Сегодня ДОУ комбинированного вида организовывают интегрированное воспитание и обучение определенных категорий воспитанников. Возможно, в перспективе будет обозначен новый вид ДОУ - детский сад инклюзивного образования.

Определенную роль в этой работе сыграли психолого-педагогические-медико-социальные центры, которые ведут коррекционно-развивающую работу и тесно сотрудничают с семьей.

Новым для дошкольного образования в 2006 году стало открытие консультативных пунктов, центров игровой поддержки детей, служб ранней помощи, лекотек.

Консультативный пункт создается для родителей и детей в возрасте от 1 до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения, и оказывает психолого-педагогическую помощь родителям, способствует развитию детей. Цели и задачи консультативного пункта достаточно объемные: от консультирования родителей до непосредственной работы по развитию ребенка, его социализации. Центр игровой поддержки детей (от 6 мес. до 3 лет) решает задачи адаптации и развития детей на основе игровых технологий. Лекотека (от шведского leco - игрушка и греческого theke - хранилище) создается для детей, которые не могут посещать образовательное учреждение по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, то есть для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет и оказания консультативной помощи родителям. Деятельность службы ранней помощи направлена на психолого-педагогическую и социальную поддержку семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, не посещающих образовательные учреждения. В Москве за год открылось 249 консультативных пунктов, 69 лекотек, 71 центр игровой поддержки, 6 домашних детских садов, 10 служб ранней помощи. За короткий срок ситуация меняется, и здесь в большей степени мы обязаны инициативе практических работников, их мобильности в работе по открытию этих форм.

Все это очень позитивно и направлено на оказание помощи семье в воспитании детей. Результаты этой работы появятся позже, но уже сейчас можно сказать, что они требуют подготовки соответствующих кадров, серьезной предметно-развивающей среды и финансовых затрат.

Управленческая наука утверждает, что инновационный процесс можно рассматривать с позиции жизненного цикла, то есть каждое нововведение проходит определенные этапы: возникновение - освоение - диффузия (проникновение и распространение) - насыщение (освоение многими людьми) - рутинизация (достаточно длительное использование, становится обычным явлением) - финиш. Если инновационные формы дошкольного образования рассматривать с этой позиции, то ГКП находятся на стадии диффузии (проникновения и распространения), а такие новые формы, как консультативные пункты, центры игровой поддержки детей, лекотеки, службы ранней помощи, - в стадиях возникновения и освоения.

За короткий срок ситуация изменяется, и здесь в большей степени мы обязаны инициативе практических работников. Таким образом, система дошкольного образования с освоением новых ее форм становится качественно новой, она развивается, и перспективы ее развития определены - доступность и качество. И в этом направлении еще многое предстоит сделать. Продолжать работу по отбору содержания, разработке программ, развернутых планов, методического обеспечения для разных форм дошкольного образования, и эти материалы, особенно программы, должны проходить экспертизу; повышать квалификацию педагогических работников по проблеме открытия и функционирования инновационных форм дошкольного образования, развивая их общую культуру, коммуникативную культуру, профессиональную рефлексию; создавать, совершенствовать и корректировать образовательные программы учебных заведений, которые готовят кадры для дошкольного образования, включая в них и в изучаемые дисциплины темы по организации и специфике функционирования инновационных форм дошкольного образования, а также соответствующие спецкурсы. Методической службе ДОУ необходимо знакомить воспитателей с современными технологиями взаимодействия с родителями, совершенствовать их коммуникативные умения; заведующим и старшим воспитателям - координировать работу всех специалистов, улучшать предметно-развивающую среду, что, несомненно, скажется на качестве педагогического процесса. В целом необходимо повышать управленческую культуру руководителей, давать им знания по социально-психологическим методам работы с коллективом, экономическому регулированию деятельности ДОУ, развитию личности и профессиональных качеств педагогов; определиться с проблемой получения результатов дошкольного образования и технологией их отслеживания.

Включение дошкольного образования, как это планируется в 2008 году, в приоритетный национальный проект «Образование», безусловно, улучшит ситуацию в дошкольном образовании и будет способствовать повышению его доступности и качества.