Система начального и среднего профессионального образования стала одним из важнейших факторов дальнейшего устойчивого развития всей социально-экономической сферы нашего города. Всем отраслям городского хозяйства требуются квалифицированные кадры рабочих и специалистов во все возрастающих объемах. Основным объектом предлагаемой программы на 2008 - 2010 годы в конечном итоге становится молодой человек, который приходит в эту систему из школы и должен выйти специалистом, хорошо подготовленным по основам профессии. Но все прекрасно понимают, что молодого человека невозможно насильно обучить рабочей профессии и отправить на производство, его нужно профориентировать и, если хотите, агитировать, демонстрируя привлекательность будущей работы.

Система профессионального образования продолжает сегодня, к сожалению, работать без активной поддержки общественных институтов, вынуждена многое делать не только за себя, но и за семью, которая видит своего ребенка в будущем в лучшем случае олигархом, а в худшем - банкиром. Ведь нынче даже потомственные рабочие семьи не хотят, чтобы дети шли по стопам родителей.

Государство долгие годы проводило равнодушную политику по отношению к профессиональному образованию, не заглядывая в будущее и не поддерживая эту систему действенными мерами. Скажем, на федеральном уровне усиленно пропагандируют замену школьного курса материальных технологий курсом информационных технологий, а ведь если ребенок в школе не получает первичных трудовых навыков, трудно рассчитывать на то, что он выберет рабочую профессию в будущем.

Законодатели принимают законы, не способствующие разумной кадровой политике в области профессионального образования. Как иначе понимать недавно принятый закон о всеобщем полном среднем образовании, который в условиях нормативного финансирования может создать существенные препятствия для поступления в учреждения профобразования выпускников девятых классов?

Средства массовой информации «в упор» не видят рабочих и предпочитают пропагандировать курс «на удачу», воспитывая в молодых людях отношение к труду по принципу: «Без труда вынешь и рыбку из пруда».

С другой стороны, мало кто сегодня будет отрицать, что именно трудовое воспитание все больше и больше нужно обществу и государству прежде всего. Городская система профессионального образования хорошо это понимает. Не случайно в этом году в учреждения среднего профессионального образования были приняты на обучение в соответствии с решением Городского государственно-общественного координационного совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров и на основе заявок работодателей 31770 юношей и девушек при общем выпуске из профессиональных колледжей 31455 человек. Следует отметить, что количество ежегодно выпускаемых рабочих кадров стабильно, несмотря на общее снижение численности выпускников 9-11-х классов.

В результате проведенной в 2005 году по решению правительства Москвы реорганизации учреждений профессионального образования сегодня 76 колледжей ведут подготовку по 115 рабочим профессиям и по 98 специальностям среднего профессионального образования. По сравнению с 2004 годом удалось увеличить подготовку техников и других квалифицированных кадров по 30 специальностям среднего профессионального образования, в том числе по таким остро востребованным городским хозяйством, как «Технология машиностроения», «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», «Эксплуатация средств связи», «Полиграфическое производство», «Издательское дело» и другим.

Развитию профобразования очень помогло и то, что впервые в России Московская городская Дума в 2005 году приняла закон «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве».

Работодатели постоянно упрекают нас, что система профобразования выпускает мало рабочих кадров, вот раньше якобы работа шла по-другому. Упреки отчасти справедливы, но давайте вспомним, что раньше система профессионального образования выпускала только 8-12 процентов от общего количества рабочих кадров. Работодатели имели собственные учебные комбинаты, ПТУ и другие учебные подразделения, работавшие по программам начального профессионального образования. Сегодня этого нет, и работодатели уповают в основном на систему профессионального образования. Но коль уповают, то должны и работать совместно с ней. Кое-что для этого уже сделано. Например, создана государственно-общественная система управления профессиональным образованием, работают городской, 10 окружных и 4 отраслевых государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров.