Согласитесь, быть в одном коллективе и находиться с кем-то в конфронтационных отношениях очень неприятно, обременительно и просто вредно. Поэтому мы обратились с просьбой помочь выйти из подобной ситуации к опытному психологу. Кроме того, благодаря специалисту появилась возможность вскрыть причины, способные вызвать конфликтную ситуацию в педагогическом коллективе.

Татьяна ГОЛИКОВА, педагог-психолог высшей категории школы №177:

Одна из важных ошибок в том, что часто учителя, между которыми произошла конфликтная ситуация, ее скрывают. Не обращаются за помощью к психологу. Пытаясь справиться самостоятельно, они, увы, только усугубляют положение. Ведь когда конфликт перешел из, условно назовем ее, деловой фазы в фазу личностную, то без посторонней помощи не обойтись. Присутствие третьего лица в этой ситуации просто необходимо. Спроецируйте это на бытовую почву, и вы увидите, что конфликт часто решаем при участии незаинтересованной стороны, поскольку сами участники, уведя конфликт в личностное русло, начинают бесконечно припоминать давние обиды, перечислять их, вновь от этого испытывать негативные чувства и, таким образом, длить и длить состояние войны. Увы, честь мундира в данном положении играет для педагога плохую роль. Не вынося сор из избы, он превращает конфликт в глубоко затяжной. Когда случается конфликт между коллегами, то мне, как психологу, как правило, приходится работать только с одной стороной. Хотя в идеале это должна быть работа с обеими сторонами, сначала с каждой отдельно, а потом работа с обоими участниками конфликта. В чем она заключается? Конечно, в том, что мы пытаемся понять природу конфликта и найти пути его устранения. В разговоре с каждой из сторон важно донести: чтобы выйти из ситуации противостояния, необходимо дать понять партнеру о своем желании перестать топтать тропу войны. Вы хотите выйти из конфликта конструктивным путем, и это первый шаг к примирению. Вы не просто поговорили и разошлись, а вы сожалеете о случившемся, сожалеете о том, что зашли в тупик. Когда мы с каждой из сторон ищем путь решения конфликта, он может быть неудачным, неоригинальным, но главное, что в результате обсуждения он возникает и тяготеет к мирной развязке. Безусловно, не всегда получается соединить участников конфликта, в условиях школы вопросы решаются на коротких переменах, однако даже на таком уровне вмешательство психолога бывает полезным. Тем более что, когда с конфликтующих «первый пар» сошел, они зачастую уже готовы к конструктивному диалогу.

Вообще конфликт лучше не затягивать. Если он серьезен, решать нужно не откладывая. Но и впопыхах добиваться согласия тоже нельзя. Допустим, если на перемене у одной из сторон выплеснулась какая-то негативная информация, то лучше перенести ее обсуждение. Не позволять себе погрузиться в атмосферу, навязанную обидчиком. В этом случае выиграют оба. Нападающая сторона за время остынет. Ведь не всегда нас задевает содержание высказанного, оно, кстати сказать, может быть верным. Нас оскорбляет тон, которым информация сообщается. А пострадавшая сторона за это время может подключить к конфликту третью сторону. Причем выступать в ее роли может не только психолог, но и любое авторитетное лицо в школе. Когда нет поддержки со стороны, то конфликт грозит внешне погаситься, но коптить изнутри. И тогда люди продолжают неприязненно относиться друг к другу, игнорировать друг друга.

Несомненно, педагогическая среда, если так можно выразиться, взрывоопасна. Почему? Дело в том, что среди педагогов много женщин, следовательно, педагогическая среда эмоциональна. Во-вторых, люди испытывают большое психологическое напряжение. Существует расписание уроков, а это навязанный темп, то есть люди не могут распределить время по своим биологическим ритмам. Не секрет также, что сегодня много гиперактивных детей, внимание которых учитель должен удерживать. Эта напряженность может не исчезать на переменах, и если к учителю в это время подошел кто-то с проблемами, то вероятность срыва велика. Впрочем, это неизбежно. Ведь общество не может существовать без конфликта. Он в некоторой степени может быть продуктивным, если обсуждается дело, а не личность человека. Как только люди переходят на личности, то конфликт носит деструктивный характер. К сожалению, когда кончаются аргументы, начинаются оскорбления.

Что касается практических советов, то если вы видите, что одна из сторон эмоционально возбуждена, то лучше дать ей возможность выговориться. Выслушать, не перебивая, и признать, что другая сторона тоже имеет право на свою точку зрения. Если мы это продемонстрируем, если хотя бы намекнем, что признаем право иного взгляда на вещи, то нападающая сторона с меньшей вероятностью скатится на оскорбления и будет искать аргументы в деловой плоскости, а не в личностной. При этом противник тоже может дать высказаться вам, и тогда конфликт может быть исчерпан. Вы вправе задать уточняющие вопросы: «Правильно ли я вас понял?», но здесь важно помнить об интонации. Человек может согласиться с содержанием, но с оскорбительным, уничижительным, язвительным тоном - нет.

Что может задеть сильнее всего в учительской среде? Мне кажется, что болезненнее всего воспринимается оценка себя как профессионала. Педагог боится потерять свой авторитет. В такой эмоционально напряженной среде, как педагогическая, когда человек не успевает расслабиться, очень важно следить за своими высказываниями.

Санкт-Петербург