Лабораторией профессионального развития личности Психологического института РАО разработаны две модели профессионального труда и становления учителя как профессионала: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. При первой модели учитель, как правило, старается в целях экономии сил пользоваться готовыми алгоритмами решения - схемами и шаблонами, стереотипами, а также использует динамику подчинения среды своим интересам. Вторая модель характеризуется преобразовательной деятельностью учителя, его способностью конструировать свое образовательное поле, ресурсы. Это делает учителя хозяином положения, но это и заставляет его быть внутренне ответственным за результаты своей деятельности. Многочисленные исследования показали, что типична для отечественной школы модель адаптивного поведения учителя. При этом в первые 15 лет работы отмечается динамика роста учителя как профессионала, а после 20 лет идет резкое снижение всех показателей, вплоть до приобретения невротических заболеваний. Так что вопрос о профессиональном здоровье учителя - главный для современной системы образования. Поэтому профессиональное становление специалиста должно проходить при тесном сотрудничестве с практической психологией. Однако следует признать факт, что учителям со стажем психологические исследования в этой области, скорее всего, помочь не смогут, так как они уже сформировались как профессионалы и имеют устойчивые стереотипы профессиональной и личностной моделей поведения. А для молодого специалиста, чья сфера профессионально-личностной деятельности еще не достаточно простроена, для тех, кто открыт для инновационного поиска, психологическая технология конструктивного изменения поведения может сыграть огромную роль.

Работая над созданием психологической службы у себя в школе, мы пришли к выводу, что помимо инновационной деятельности с детьми и родителями отдельным направлением нужно выделить психологическое сопровождение молодого учителя. Опрос молодых специалистов помог выделить ряд проблем, решение которых невозможно без школьного психолога:

- адаптация в коллективе коллег и детей;

- информационно-психологическая поддержка;

- формирование системы стрессоустойчивости;

- формирование системы успешности;

- формирование имиджа учителя.

Задачи психологической службы в работе с молодыми специалистами можно сформулировать так:

- через использование методов самодиагностики помочь молодому учителю осмыслить, от каких факторов зависит его профессиональный статус в школе;

- научить молодого коллегу выполнять свою статусную роль при максимально комфортных социально-психологических условиях;

- создание среды для общения и единения молодых специалистов между собой и с их наставниками;

- создание открытой и безопасной среды для раскрытия молодыми специалистами своего творческого потенциала;

- помощь в развитии культуры, профессионального мышления и конструктивного анализа;

- формирование реалистической самооценки и уровня притязаний;

- построение адаптивной модели включения в коллектив молодого специалиста.

Начинать работу с молодым специалистом необходимо с выявления адекватности его профессионального самоопределения. К сожалению, многие выпускники педагогических вузов совершают ошибку, думая, что профессию учителя освоят легко. В дальнейшем им приходится всю жизнь заниматься делом, к которому нет призвания. Чтобы избежать таких ошибок, необходимо профориентационное сопровождение старшеклассников. Кроме того, в начале самостоятельной трудовой деятельности подобного рода диагностика также должна быть осуществлена. Это необходимо как для психолога, который будет работать с молодым специалистом, так и для самого учителя. Для выявления профессиональных предпочтений можно рекомендовать дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова. Эта методика поможет выявить профессиональные интересы и склонности путем оценки действий, выполняемых в различных сферах профессиональной деятельности.

Опросник «Личная профессиональная перспектива» Н.С. Пряжникова предназначен для целостной оценки перспектив профессионального самоопределения.

Следующий вопрос - проблема самооценки педагога. Она оказывает влияние на уровень активности личности и ее стремление к самосовершенствованию.

Так, заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, низком уровне самовосприятия, повышенной ранимости педагога. Люди с пониженной самооценкой склонны к колебаниям настроения, острее реагируют на критику, зависят от мнения окружающих.

Завышенная самооценка проявляется в том, что педагог руководствуется своими принципами независимо от окружающих. Если уровень притязаний педагога существенно превосходит его возможности, то он самоуверенно берется за работу, не всегда верно рассчитав свои силы. Такой педагог может перекладывать ответственность за неудачи на обстоятельства или других людей.

Процесс самосовершенствования учителя происходит в тесной связи с формированием имиджа. Внешний облик педагога помогает привлечь к себе внимание учеников, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но прекрасным учителем, в котором гармонично должны сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них.

СШ №297, Москва