Иногда яркие проявления адаптации приемных детей могут начаться с задержкой в несколько недель, и приемных родителей это может застать врасплох. В этом случае может сложиться впечатление неуправляемости ребенка или даже дефектности, хотя для этого нет никаких оснований. Именно в этот период наиболее часты возвраты детей. Здесь нужно понимать, что тяжело не только приемным родителям, но и ребенку. В этот момент происходит усвоение норм поведения в семье, которые вполне могут отличаться от усвоенных ранее.

Как правило, приемными родителями выступают супруги, имеющие своих детей. У нас сын и дочь, и это стало позитивным фактором в воспитании приемных детей, поскольку с первых минут проживания в нашей семье они стали учиться строить взаимоотношения как с нами, приемными родителями, так и со своими сверстниками. Поскольку многие полезные привычки у наших собственных детей были сформированы, приемным легко было их усвоить, просто подражая. Важен также собственный пример.

В перспективе взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми могут стать моделью семьи подрастающего человечка. Необходимо сформировать у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи.

Очень важно, чтобы дети сразу же ощутили семейное тепло и уют. А для лишенного семейной среды ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать обращение к себе «сын», «дочь», ощущать внимание, любовь. В этом случае улучшается эмоциональное самочувствие ребенка, это позволяет ему раскрыться, проявить свою уникальность.

Важный фактор - информационное окружение ребенка. Семья имеет больше возможностей оградить ребенка от негативной информации, и наоборот, с помощью книг, видеозаписей, компьютерных программ можно позитивно воздействовать на его сознание. Зачастую информационное пространство формирует познавательные интересы и потребности ребенка.

Мы приняли детей из одной семьи. Это, безусловно, положительный момент, несмотря на имеющиеся стереотипы о якобы объединении братьев и сестер и «дурном влиянии» их друг на друга и родных детей. Наоборот, так быстрее исчезают недостатки в развитии. Дети учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу.