Все! Я решила на уроках черчения дать детям задание по разработке универсальной эстакады для ремонта и осмотра грузовых и легковых автомобилей. Пусть пофантазируют, побудут немного конструкторами, тем более что и тема есть подходящая в программе - «Преобразование форм предметов». Но не тут-то было. Черчение отменили. Обидно стало за свой предмет. Ладно, думаю, попробую после уроков по личной инициативе познакомить учеников с новыми техническими возможностями.

Показала мультимедийный проект на тему «Дом, в котором я хочу жить», выполненный в 2005 году моими учениками. В районном конкурсе юных архитекторов «Полярная АрхИдея» мои ребята получили Гран-при и 80 тысяч рублей в качестве приза. Члены комиссии тогда попросили наш проект, взяли с собой в Москву, поэтому у нас осталась только мультимедийная версия этого дома.

Компьютерная версия заинтересовала многих детей. Летом прошлого года купила в Днепропетровске программу на диске под названием «Визуальная архитектура». Решила ее использовать для создания проектов. Разобрались в ней быстро, и закипела работа. Дети лепили на фасадах, на планах окна, двери. Крыши меняли, как кому вздумается. Бесспорно, у компьютера большие возможности, но, к сожалению, ни один из проектов не был доделан до конца. Почему? Да потому, что не хватило элементарных чертежных знаний. Особенно дети разочаровались после ряда моих вопросов: «Почему здание без фундамента? Где тамбур? Почему не показаны оси здания?» Подобных вопросов возникало много.

Мне по-человечески было жаль детей, но я постаралась им объяснить, что те знания, которые получили мои бывшие выпускники на уроках черчения, помогли им выполнить проект и стать победителями и без использования мультипрограммы «Визуальная архитектура».

С учеником 6-го класса Леонидом Осиповым решили создать проект на тему «История развития северного города Санкт-Петербурга». Много книг изучили, перечитали массу статей. И что же мы узнали? Для постройки новой столицы Петр Первый приглашал из-за границы опытных именитых архитекторов, зодчих, скульпторов. Русских отправлял обучаться чертежному искусству за границу. Из этих специалистов получались отличные чертежники, строители, архитекторы, ваятели, руководители на строительных площадках. Этот опыт чего-то стоит!

Что же получается? Убрав черчение, мы вернем Россию к истокам всеобщей безграмотности, а потом начнем снова из-за границы специалистов закупать? Так что ли надо понимать новые реформы в образовании?

Бывшие ученики, а теперь студенты часто обращаются с просьбой объяснить, как выполнить тот или иной чертеж. Мне приятно общаться с ними, потому что решаем графические задачи вместе, говорим на одном, понятном нам языке. А будущие абитуриенты не будут знать чертежной грамоты, им будет невдомек, что такое проекции, разрезы, сечения...

Если в школе не преподаются музыка или физкультура, то для желающих есть музыкальные и спортивные школы. Куда же обратиться ученику за «чертежными знаниями»? Ведь без них сложно осваивать программы технических вузов.

А может, нужно объявить следующий год годом технического прогресса? Пора и нам создавать автомобили лучше японских, заводы без вредных выбросов, безопасные электростанции, межконтинентальные космические корабли, скоростные поезда. Чтобы во всем мире знали самую лучшую, самую эстетичную, самую надежную российскую марку на любой продукт, на любое изделие, на любое изобретение, выполненное с помощью российских технологий. Образование отличного качества должно начинаться со школы. Уроки черчения не сократить, а добавить надо с одного часа в неделю до двух. Тогда любой школьник захочет конструировать и моделировать по-настоящему. Не надо заносить черчение в Красную книгу.

С уважением учитель изо и черчения МОУ СОШ №3 Диана СКЛАДАННАЯ

пос. Ханымей, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ