В разные исторические эпохи в обществе существовали разные традиции и обычаи посвящения девочек-подростков в женщину. Во многих культурах он признается «вторым рождением», и поэтому начало менструации - менархе - является поводом для большого праздника.

Так, в матриархальных культурах Египта, а также Древней Индии, Турции и других районах Азии переход от детства к взрослой жизни знаменовался обрядом вручения юным девушкам хны, чтобы они могли красить свои ступни. На Мадагаскаре в канун первой менструации принято, чтобы девочки надевали взрослое платье. На Каролинских островах, на острове Борнео с момента наступления менархе девушки в течение продолжительного периода времени жили отдельно от семьи. Конец уединения отмечался празднованиями - девушку погружали в воду, украшали и покрывали цветами. В Сербии1 после наступления менархе девушка начинала пользоваться белилами и румянами, в ее костюме появлялись нижняя юбка, полотенца и фартуки, девичьи украшения, лента в косе, а у русских - красные вставки на рубахе.

Татьяна Маслова, наша коллега и партнер, русская по происхождению, рассказала нам, что когда у ее итальянской племянницы Карлотты начались первые месячные, ее мать говорила об этом с гордостью всем родственникам. Девочка, конечно, смущалась, но была очень горда и рада многочисленным подаркам. Вашим ученицам будет интересно узнать, что, например, в Италии все совершенно спокойно обсуждают эту тему. Наша коллега была удивлена и смущена, когда незадолго до этого Карлотта обратилась к ней с вопросом о менархе, в то время ее муж, итальянец, наоборот, совсем не смутился и начал спокойно рассказывать, что это прекрасно, что она станет женщиной.

Как мы видим, во многих культурах менархе отмечали обрядом инициации, либо современным его подобием. Таким образом общество сообщало девочкам об изменении их социального статуса и роли, требовало сознательного и ответственного поведения, отношения к себе и своему здоровью.

Часто инициация происходила в форме праздника в честь появления в коллективе новой женщины. Современные исследования выявили, что положительная эмоциональная окраска опыта менархе имеет определяющее влияние на формирование гармоничного отношения к себе как к женщине.

Сейчас в развитых странах обычай инициации практически утрачен. Но для того, чтобы осознать изменения в собственном теле, социальном статусе, образе жизни, привыкнуть к необходимости нести ответственность за себя и свое здоровье, подросткам необходима поддержка общества.

В настоящее время подобную поддержку способны оказать врачи-гинекологи, работающие с подростками, классные руководители, учителя, в помощь которым специалисты «Always» разработали образовательную школьную программу для девочек-подростков, которая нацелена на ознакомление с физиологическими аспектами взросления, повышение уровня общей гигиенической культуры подростков, формирование необходимых навыков личной гигиены и здорового образа жизни.

Информационные материалы, а также образцы санитарно-гигиенических средств для проведения уроков гигиены и здоровья бесплатно высылаются по заявкам школ. Мы уверены, что наша школьная лекция «Always», дополнительные материалы в «Учительской газете», ваш педагогический опыт, мудрость и творчество помогут вести открытый, уверенный, наполненный положительными эмоциями диалог без смущения и помогут вашим ученицам достойно вступить в новый и ответственный этап своей жизни.

Виктория Заряник

ВНИМАНИЕ: По вашим просьбам срок подачи конкурсных работ на конкурс учителей Школьной программы Always был продлен до 29 октября. Подробные правила на сайте

http://www.procterandgamble.ru/programs/&id=17.

1 Агапкина Т.А. Месячные // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., 1994., Т. 3.