День лицея

Со времен Пушкина 19 октября вошло в историю России как День лицея. Этот день мужской хоровой лицей в 15-й раз отмечает как собственный праздник.

...1991 год. Выпускник дирижерского отделения Уральской государственной консерватории Сергей Пименов, уже поработав в областной детской филармонии, решает создать собственный певческий коллектив: хор мальчиков, который, конечно же, должен стать самым лучшим в городе, в области, в стране. Время способствует осуществлению амбициозных планов. Энергия, личное обаяние и убедительные профессиональные качества Пименова достигают результата. Хор создан, сначала он существует при консерватории. Но очень скоро Сергей Юрьевич понимает, что если дети будут не просто встречаться несколько раз в неделю на репетициях, но и учиться вместе, результат будет лучше. Идею создания хорового лицея поддерживает администрация Екатеринбурга и уже на следующий год выделяет старинное здание в центре города с прекрасным концертным залом.

С тех пор много воды утекло, произошли перемены, и не всегда бескровные. По Федеральному закону № 131 о разграничении полномочий среднее специальное учебное заведение перешло в ведение области. Но они так и не существуют друг без друга: лицей и концертный хор мальчиков и юношей («Русские певчие» - его взрослое производное). Как не существуют без своего создателя, художественного директора, главного дирижера, заслуженного деятеля искусств России Сергея Пименова.

- Сергей Юрьевич, лицей изначально реализовывал идею о непрерывном обучении?

- Да. Помимо общеобразовательной школы с особым учебным планом лицей имеет дошкольную основу и «надстройку» уровня среднего специального учебного заведения. На подготовительное отделение к нам приходят дети с трех лет. Оканчивая же лицей, который теперь называется колледжем, ребята получают среднее специальное образование, как в музыкальном училище.

- Сразу хочется уточнить: вы готовите будущих музыкантов?

- Вовсе не обязательно. Мы не даем установку, что все выпускники пойдут в музыку: по нашей статистике, этот путь выбирает только половина. Другая половина идет в гуманитарные, технические вузы и, кстати, поступает (поступление - 100 процентов). Но пение никто не оставляет. Я всегда говорю: человек не может быть единожды талантлив. Задавая себе высокую планку, он становится успешным во всем.

- Не каждый ребенок способен справиться с лицейской нагрузкой?

- Не буду говорить, что учиться у нас легко. Учебных дисциплин намного больше, чем в непрофильной школе. Да еще концертная деятельность! Вот только один учебный год: фестиваль хоровой музыки на Мальте, Всероссийский фестиваль хоров мальчиков в Москве и городах Золотого кольца, региональный конкурс народной песни «Уральская рябинушка», огромное количество концертов в Екатеринбурге и по области. В честь юбилея хора мы учредили фестиваль «15 лет - 15 городов - 15 стран» и уже активно «накатываем» расстояния и «напеваем» концерты в разных концах России, и не только.

Так что можете представить загруженность детей. Однако учеба не страдает, показатели тестирования в лицее одни из самых высоких в области. Давно замечено, что чем больше задач человек перед собой ставит, тем больше и решает. Те, что наиболее успешны в музыкальных дисциплинах, впереди и в общеобразовательных. Да еще и в театральной студии занимаются, и в спортивных секциях. Ребята рано привыкают ценить время, учатся мобилизовывать силы, когда нужно, в жизни им это пригодится. Я всегда говорю: человек не может быть единожды талантлив. Задавая себе высокую планку, он становится успешным во всем.

- Редкое явление - школа «только для мальчиков». Не обделены ли ваши дети в чем-то: в то время как реальный мир состоит из двух половин, их школьный мир - из одной?

- Раздельное обучение - в рамках российской традиции. Природа у мужчин и у женщин разная, иной уровень стараний, творческий потенциал. Я убежден, что мальчики должны учиться и соревноваться с подобными себе. А от мира они не отделены. Разве лучше, если парень с детства дергает соседку по парте за косу? Вряд ли это способствует формированию рыцарских качеств. Наши ребята умеют ухаживать, могут поговорить на любую тему, в них воспитан дух уважения к девочкам, и тем это очень нравится. Мужской коллектив делает ребят более мужественными.

Очень важно для парней и общение с ярким, талантливым человеком, который успешно осуществил себя в жизни. Сергей Юрьевич бывает строг, но мальчишки его обожают. Он энергичен и заражает всех вокруг своей любовью к музыке. Его жизненное кредо - «Мы все можем»; фраза, которую он часто произносит, адресуясь к детям: «У вас все получится». Он учит не бояться ставить перед собой самые высокие задачи и добиваться их исполнения. Дисциплина при этом - необходимое условие.

В воспитании, по моему наблюдению, наметился некоторый крен. Зачастую педагоги и родители говорят: надо детей раскрепостить. Пусть самовыражаются без каких-либо рамок. Свобода проявления человека, бесспорно, необходима, и большинство ею уже пользуются и ценят. Тем более актуальной становится внутренняя дисциплина. Важнейшая задача для учителя - научить детей слышать не только себя, но и других.

Слушать и слышать

О концертном хоре мальчиков и юношей Свердловского мужского хорового колледжа говорят как об одном из лучших в стране. Им освоено множество сложнейших в истории музыки произведений для детских голосов. Хор неоднократно побеждал на престижных международных фестивалях: в Финляндии и Нидерландах, в Италии и Венгрии. Он даже внесен в региональную Книгу Гиннесса, так как является первым российским коллективом, который пел в Ватикане в присутствии папы римского: на утренней новогодней мессе в Соборе Святого Петра мальчики из Екатеринбурга исполняли русскую духовную музыку.

Нынешним летом проводился Первый всероссийский фестиваль хоров мальчиков в Москве, его участниками стали лишь несколько коллективов со всей страны, среди них - екатеринбургский. Были особо отмечены чистота и богатство звучания, общая выстроенность хора. Обучение пению ведется по авторской методике Пименова, которая широко востребована среди специалистов, в том числе и за рубежом (мастер-классы Сергей Юрьевич проводил и в США, и в странах Европы).

- Я слышала, что ваша методика позволяет из любого человека сделать поющего. Неужели это так?

- Голосовые связки - тонкий и сложный механизм. Пианист, тот хотя бы видит свои руки, может контролировать их постановку. А как управлять тем, что не видишь? Традиционное обучение строится по принципу «бери пример с меня». Чтобы взять такую-то ноту, педагог показывает, что следует сделать со своим организмом. Как ребенку сказать, например: «Представь, что у тебя в горле горячая картофелина», и чтобы он еще пел при этом? Я не говорю с детьми о постановке дыхания, не вторгаюсь в физиологию. Но специально подобранные фонетические упражнения позволяют разработать артикуляцию, научиться петь правильно. В результате дети а’капельно, без сопровождения инструмента, исполняют «Полет шмеля» Римского-Корсакова - без слов, одним голосом, это о чем-то говорит?!

По такой системе можно распеть каждого, я в этом убежден. Другой вопрос, нужно ли это делать. Есть так называемые гудошники, дети, у которых отсутствует координация между слухом и голосом. Они правильно слышат, но не могут передать мелодию голосом. Исправляются даже такие, но им гораздо сложнее, чем ребятам с врожденными данными.

- В лицее несколько певческих коллективов разного возраста?

- Возраст в пении имеет решающее значение, его нельзя игнорировать. Серебряный тембр мальчишеских голосов невозможен больше ни в какое другое время жизни. Но век мальчиков короток, происходит мутация, голос меняется. Зато с годами наращивается его сила. Время здесь не обгонишь, главное, быть с ним в союзе, понимать и учитывать возрастные особенности. Выступаем мы совместным хором мальчиков и юношей: каждый возраст несет свой вклад в общее звучание. На старших курсах ребята сами создают вокальные, джазовые ансамбли, по интересам. Коллективное пение - это не обязательно духовная музыка, но и эстрадная, поп, фольк...

- А еще коллективное пение - это средство воспитания?

- Музыка расширяет картину мира. Мы певучая нация. Язык наш так устроен, что он льется, длится, а не «режется» на короткие отрывистые фразы. Возможно, просторы так повлияли на русскую речь и создали ее напевность и раскатистость.

Но происходит и эволюция - и речи, и жизни. Сегодня ситуация иная, идущая вразрез с исконной русской традицией: из поющей нации мы превратились в малопоющую, в сравнении с другими. Мы много ездим и видим, как, например, в Германии и Нидерландах поют целые города во главе с мэром, а в Соединенных Штатах Америки хоровая ассоциация включает несколько миллионов человек. Дальновидные политики понимают: хоровое пение объединяет нацию, укрепляет ее волю. Не случайно во многих странах действуют целевые программы развития хоров. К тому же, что немаловажно, это один из самых экономичных видов искусства.

Пение в хоре дает человеку очень многое. Внутренняя полифония, многоголосие позволяет справляться с проблемами. Люди, поющие в хоре, более гармоничны. Они умеют слушать и слышать - себя и других. Необходимое качество для того, чтобы успешно осуществлять себя в обществе.

Екатеринбург