- В Крестецком районе 17 образовательных учреждений, - рассказывает Ольга Христофорова. - Пять детских садов, восемь школ, одна специальная коррекционная школа-интернат восьмого вида, одно начальное профессиональное училище №24, районный Центр дополнительного образования и Центр психолого-медико-социального сопровождения. Мой первый рабочий год в новой должности ушел на то, чтобы поправить состояние дел в образовательных учреждениях района. Дело в том, что в Новгородской области система контроля за состоянием всех учебных заведений базируется на рейтинге, ежегодно проводимом областным комитетом образования. И по многим показателям рейтинга Крестецкий район оказался не на высоте. Так что пришлось «подтянуть» некоторые показатели...

- Ольга Валентиновна, влияет ли рейтинг на финансирование образовательных учреждений?

- Конечно. От него зависит стимулирующая часть оплаты труда учителей общеобразовательных школ.

- А давно в области введена рейтинговая система?

- Система оценки работы муниципальных органов управления образованием и оценки образовательных учреждений существует в Новгородской области уже 15 лет. Рейтинг проводится по 18 направлениям и более чем по 100 показателям. Его итоги ежегодно публично оглашаются на совещаниях в присутствии представителей муниципальных районов. Таким образом, все видят, как каждый район себя проявляет в конкретных направлениях развития образования. Кроме того, к началу нынешнего, например, учебного года областной комитет образования выпустил справочный альбом «Образование-2007. Итоги реализации II этапа областной целевой Программы развития образования на 2006-2010 годы». В приложении к изданию обнародован рейтинг нынешнего года.

- Какие именно показатели вам пришлось «подтянуть» в первую очередь? И насколько это было сложно?

- Работа учреждений образования во многом зависит от финансирования. Но это не значит, что можно сидеть сложа руки и объяснять любые проблемы нехваткой денежных средств. Существует много случаев, когда решение проблемы зависит не от денег, а от грамотной организации рабочего процесса. Приведу пример. Среди критериев областного рейтинга, по которым у Крестецкого района наблюдалось отставание, была «организация делопроизводства». В течение минувшего года работники образовательных учреждений, отвечающие за работу с кадрами, прошли обучение в Новгородском региональном центре развития образования. Кроме того, мы попросили помощи у администрации Крестецкого районного архива, чтобы на его базе обучить наших специалистов грамотному оформлению бумаг в соответствии с нормативными актами. В результате по показателю «делопроизводство» Крестецкий район переместился с последнего на третье место в областном рейтинге. Еще пример: показатель «санитарно-гигиенические условия» нам удалось подтянуть практически без вложения дополнительных денежных средств. Достаточно было поставить на особый контроль организацию физкультминуток в классах; заменить перегоревшие лампочки или покрасить стены в светлый цвет, чтобы улучшить процент освещенности в кабинетах, а также проследить за тем, чтобы расписание занятий в каждом образовательном учреждении способствовало психологической разгрузке учеников. Естественно, чтобы вести постоянный контроль за соблюдением того или иного критерия, нужно назначать ответственным за его выполнение конкретного специалиста районного комитета образования.

- Финансовые проблемы решить, безусловно, труднее. Вам как руководителю районного комитета образования досталось ветхое с точки зрения материально-бытовых условий «наследство»...

- В Крестецком районе сегодня лишь один детский сад из пяти соответствует всем необходимым требованиям, в том числе санитарно-гигиеническим нормам. В основном наши детские сады и школы располагаются в деревянных или каменных зданиях, построенных очень давно, - есть даже времен XIX и XVIII веков! Среди них, например, школа в деревне Усть-Волма - она находится в бывшей усадьбе графа Татищева.

- Вероятно, такие здания и ремонту-то не подлежат?

- Хорошо уже то, что к началу нового учебного года в них отремонтировали крыши. Серьезно затрудняет ситуацию то, что в небольших сельских школах по штату «не положены» специалисты, которые в крупных школах отвечают за состояние отопительной системы, электропроводки и канализации. Это происходит потому, что деньги на школу выделяются согласно количеству детей в ней - это принцип системы нормативного подушевого финансирования. Из-за отсутствия специалистов в большинстве районных школ заботы о коммунальном обслуживании ложатся на плечи администрации.

- Какой же выход из ситуации?

- С точки зрения экономики и просто здравого смысла, вероятно, здесь есть два выхода. Первый - закрывать маленькие сельские школы там, где это возможно. Второй - делать сельские малокомплектные школы филиалами более крупных. Но это второе решение, естественно, ведет к сокращению преподавательского состава в малокомплектных школах. Сокращенных работников надо переводить на другую работу, переучивать - на все это тоже потребуются средства.

- Кто, по- вашему, должен решать судьбу малых сельских школ?

- Я думаю, в первую очередь - местные сельские администрации. Они должны спрашивать мнение односельчан - нужна ли им школа. И должны видеть перспективу развития школы - если, например, в этом селе открывается новое производство, значит, есть шанс, что там останется или даже приедет из других районов на работу молодежь. Тогда должно увеличиться число детей, для них необходимо сохранить школу. Да и само предприятие, скорее всего, поможет ей финансами.

Но есть и обратные ситуации, когда число детей в селе ежегодно уменьшается. Так произошло, например, в школе деревни Усть-Волма. Там и в минувшем-то учебном году было всего шесть учеников, трое из них учились в среднем звене школы, трое - в младшем. А за месяц до начала нынешнего учебного года трое старших учеников уехали из деревни вместе со своими родителями. Теперь на троих учеников начальных классов в Усть-Волме приходится 12 педагогов! Судьба этой школы еще не решена, но...

п. Крестцы, Новгородская обасть

К сведению

В разных регионах России доля сельских школ разная. Так, в Центральной России их около 40 процентов, а в Амурской области - более 85. На содержание одного ученика в сельской малокомплектной школе тратится в 10-20 раз (в зависимости от региона) средств больше, чем в городе. Но и перевозка детей в крупные школы чрезвычайно сложна ввиду отсутствия хороших дорог и достаточного количества транспорта. По оценкам Федерального агентства по образованию, потребность деревенских школ в автобусах сегодня составляет около 7,5 тысячи машин. Почти половину из них в 2007 году, как обещают в Минобрнауки РФ, сельские школы получат. Однако в тех районах, где проблемы с дорогами, не помогут и автобусы.

За последние 3 года в России было закрыто около 2 тысяч сельских школ. Во многих регионах развиваются интегративные школьные модели. Например, начальные школы функционируют как подразделения средних, более крупных.

Современные сельские школы выживают за счет взаимодействия с другими школами, детскими садами, училищами, кооперации с физкультурными секциями, домами культуры.

Каждый регион должен выбирать свои модели с учетом географических и экономических особенностей. Если в одних регионах, где школы расположены компактно, можно их объединять и укрупнять, то в других необходимо искать пути развития сельских малокомплектных школ.

В Воронежской области на базе бывших крупных сельских школ организованы базовые центры. Детей в них доставляют на автобусах, однако потребность в школьных автобусах удовлетворена в области пока на четверть.

В Ульяновской области за минувший год закрылись 34 школы. К 2010 году общее количество выпускников одиннадцатых классов в области сократится в два раза по сравнению с выпуском 2005 года. Данные статистики показывают резкое превышение смертности над рождаемостью, разрыв между которыми в области доходит до трех раз. В нынешнем году власти Ульяновской области приняли решение оригинальным образом бороться за увеличение рождаемости. В каждом из 29 муниципальных районов области должны появиться аллеи новорожденных. В случае рождения девочки посаженное дерево будут опоясывать розовыми ленточками, мальчика - голубыми. Это, по мнению чиновников, поможет решению демографической проблемы.

P.S.

Перед интервью с Ольгой Христофоровой я, признаться, немного сомневалась. «Масла» в огонек сомнения «подливала» и сама Ольга Валентиновна, утверждая, что, мол, и в должности-то своей она находится недолго, и сделать еще многого не успела из того, что наметила, да и район Крестецкий не на первых пока позициях по образованию в области... Даже сфотографироваться для «УГ» скромная Ольга Валентиновна отказалась наотрез. Но важным и интересным мне показались не ее профессиональные достижения, которые, несомненно, у Ольги Христофоровой еще впереди , а настрой молодого руководителя на то, чтобы организованно, с верой в свои силы и опорой на экономические знания решать задачи развития образования в своем маленьком районе. Ее умение привлекать к этой работе сотрудников и помощников (пример тому бескорыстная помощь работников Крестецкого архива). Ее уважение к окружающим и забота о них - то, что обычно называют словом «демократичность» и что дает Ольге Христофоровой право утверждать: судьбу школы в маленькой деревне должны решать люди, в ней живущие.