В 90-х годах положение изменилось. Животноводческий комплекс перешел на хозрасчет, а детский сад передали в ведомство ЖКХ. В 1994 году Ермолинскую среднюю школу и детский сад объединили в одно образовательное учреждение. Назвали «Ермолинская школа - детский сад». Такое название вызвало немало курьезных ситуаций. Наши выпускники, поступая после школы в высшие учебные заведения, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, отдавали в приемные комиссии свои аттестаты о среднем образовании, в которых было записано, что они закончили школу - детский сад... В 1999 году название изменили, и школа снова стала Ермолинской средней общеобразовательной, в структуру которой вошли дошкольные группы. Таких учебных заведений, как наше, в крупных деревнях и селах сейчас много. Это объединение позволило выжить детским садам.

Как мы убедились на многолетнем опыте, один из плюсов подобных комплексов в том, что здесь успешнее адаптируются к обучению шестилетки. Если дети шести лет начинают обучаться не на базе школы, а на базе дошкольного отделения, процесс адаптации проходит легче, нет перегрузки, сохранены все режимные моменты. Такие дети впоследствии более спокойны и открыты, легче идут на контакт.

Финансовое содержание дошкольных отделений для директора сельской школы-комплекса - большая проблема, так как на приобретение игрушек и наглядных пособий практически не выделяется денежных средств. На спонсорскую и родительскую помощь нельзя рассчитывать в таком объеме, в каком на нее обыкновенно надеются в городских школах. Решаем финансовые проблемы при поддержке главы администрации Новгородского района Виктора Калинина. Так, в минувшем году благодаря помощи районной администрации приобрели новые кровати, стиральную машину Bosh с возможностью загрузки 9 кг белья, современный трехкамерный холодильник. Радостью для дошколят стал новенький компьютер. Мы сделали капремонт в дошкольном отделении, обустроили игровые площадки.

В январе 2007 года вышло областное положение о надбавках работникам детских садов в зависимости от места учебного заведения в областном рейтинге образовательных учреждений, проводимом по различным показателям. В нашей школе действует свое положение о моральном и материальном стимулировании, по которому педагоги, в том числе и работники дошкольного отделения, получают надбавки. Повышение зарплат привело к тому, что изменился качественный состав педагогических коллективов. Так, если прежде в дошкольном отделении работал один педагог с высшей категорией, то сегодня таких работников уже пять, остальные имеют вторую категорию.

Растет число дошколят: в прошлом году у нас было четыре группы, в нынешнем их уже шесть. Все это позволяет, на мой взгляд, говорить о том, что сейчас детские сады на селе уже не выживают, а вступили в период своего развития.

Любовь ПАВЛОВА, директор школы, д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область