Дефицитом мест в детских садах Омской области региональное правительство всерьез озаботилось в прошлом году: рождаемость явно повысилась, и даже в райцентрах появились очереди в ДОУ. Тем более - в селах и деревнях, где здания бывших детсадов и вовсе пришли в негодность.

Детсады, как заявил губернатор Омской области Леонид Полежаев, надо строить. Тем более что в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы регион включен в экспериментальную деятельность по апробации вариативной комплексной программы развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет.

Правда, пока строительство идет медленно. Даже в областном центре уже не первый год откладываются новоселья в садиках двух новых микрорайонов. Выходить из положения стали по-разному. Например, в райцентре Большие Уки открыли детскую группу прямо при администрации поселка. В Муромцевском районе Кам-Курский сельский совет отдал малышам собственное помещение. Кроме того, стали устранять начальные школы - детские сады, оставляя в них только дошколят. Уже в прошлом году в области реорганизовали 5 НШДС в дошкольные учреждения образования, нынче еще столько же. Когда места в садиках появились, оказалось, что родителей надо еще уговорить отдать туда детей. 300 рублей - средняя оплата за сельский детсад - многим крестьянам не по карману. К тому же квалификация деревенских воспитателей и нянечек оставляет желать много лучшего. Потому повысилась востребованность групп кратковременного пребывания детей разного возраста и профиля. Сегодня они требуют от родителей меньших затрат и поэтому более доступны для детей из малообеспеченных и многодетных семей. На базе общеобразовательных и дошкольных учреждений области работает уже более 200 групп кратковременного пребывания детей. Программами дошкольного образования в регионе охвачено почти 60 тысяч малышей. Аббревиатура НШДС уходит в прошлое, зато появились другие учреждения, которые в народе называют просто «школа-сад».

В Полтавском районе, например, детские сады посещают лишь 55 процентов дошколят. Это означает, что только половина будущих первоклассников готова к требованиям, которые предъявят им в школе. Практика же показывает, что науки легче даются детям, которые садятся за парты подготовленными. С 1 сентября в Омской области начали работать 4 федеральные экспериментальные площадки по предшкольной подготовке детей 5-7 лет. Одна из них открыта на базе Полтавского лицея.

- Площадка организована специально для ребятишек, которым через год-два идти в школу, но которые по какой-либо причине не посещают детский сад, - объяснила заведующая отделом методического сопровождения образовательного процесса Комитета по образованию Полтавского района Наталья Кочубей.

Период работы площадки рассчитан с сентября по июнь, как и занятия в детском саду. Но здесь малыши находятся всего три с половиной часа. Программа, по которой они занимаются, называется «12 месяцев». Она направлена на развитие художественного вкуса детей, эстетического восприятия на материале, связанном с временами года. Площадка разместилась в одном из кабинетов Полтавского лицея, специально для этого отремонтированном и обставленном новой мебелью. Питание на площадке нормами не предусматривается, но проработан вариант, чтобы ребятишки «на переменках» могли перекусить - хотя бы чаем с булочкой. Многие малыши живут далеко от лицея, и для них организован подвоз на лицейском автобусе. И еще одно немаловажное преимущество площадки - дети посещают ее бесплатно.

Инна БЕРЕЖНОВА, директор Линейной средней общеобразовательной школы, Юргинский район, Кемеровская область:

Нельзя расширять круг обязанностей без материального стимула

Наша сельская школа небольшая: 49 человек и 12 детей в группе дошкольного образования. Она работает при школе с 2005 года. До этого момента детский сад был самостоятельным юридическим лицом, которому необходимо было проходить процедуру аккредитации и лицензирования. Но помещение детского сада (простой деревянный жилой дом) не соответствовало нормам, поэтому было принято решение о ликвидации его как юридического лица и присоединении к школе как группы дошкольного образования. В старом здании детского сада группа просуществовала два года. Летом 2007-го инспектор пожарного надзора решил посетить это здание, и как результат - предписание о приостановлении деятельности и передача материалов в суд. Администрация приняла решение о реконструкции помещений школы под группу дошкольного образования. Весь август работники школы своими силами проводили эту реконструкцию. Чтобы уложиться в выделенную сумму, закупали только материалы, а работы производили самостоятельно.

Сейчас группа функционирует, в ней дети от трех до семи лет. Мы начинаем жить одним коллективом. В учебном и воспитательном плане проблем нет. Дошкольники имеют возможность пользоваться и спортивным залом, и компьютерным классом. В том, что группа находится в школе, - больше положительных моментов, хотя существуют и проблемы. Одна из них - кадровая. Раз мы сейчас находимся в одном здании, у нас урезают штатные единицы группы, такие как повар, рабочий по комплексному обслуживанию. Но ведь учащиеся в школе питаться не перестали, и в группе дети питаются 4 раза, и мясо, простите, не стало вариться быстрее. Площадку для группы необходимо обустроить, а рабочего по комплексному обслуживанию зданий и текущему ремонту предлагают сократить. Говорят, что в школе есть эта единица, пусть школьный работник делает все необходимое и для группы. Проблема в том, что мы расширяем круг обязанностей людей без материального стимула.

Ольга АЛТУНИНА, директор Еланской начальной общеобразовательной школы - детского сада, Волгоградская область:

Нормативную базу нужно совершенствовать

Официально, казалось бы, наш статус как общеобразовательного учреждения определен. Однако некоторая неразбериха все же остается. Делят-делят нас на школу и садик, никак не поделят, никак окончательно не поймут, кто мы. И с этим связаны главные проблемы.

Например, когда мы получаем субвенции из областного бюджета на учебные цели, то ни копейки из этих средств не имеем права потратить на приобретение пособий для дошколят. А ведь их большинство: из 135 малышей - 61 школьник и 74 дошкольника. Нам говорят: «Не положено!» Мол, нужно использовать средства местной казны. Не могу сказать, что от этого выигрывает материальная база садика, не говоря уже о дополнительных организационных проблемах.

Дальше. Наша школа - сад - учреждение полного дня,и в работе мы используем программу московских психологов «Золотой ключик». Что получается? Ребятки после уроков включаются в жизнь дошкольной группы. Они вместе кушают (питание трехразовое), гуляют, участвуют в мероприятиях. Группы разновозрастные - детишки в них от 3 до 11 лет. Соответственно возрастают нагрузка и ответственность воспитателей. Но как быть с адекватной оплатой их труда? Этот момент тоже не до конца проработан.

Нам нравится работать по этой программе, да и родители, чувствуется, оценили ее по достоинству. Недавно у меня такой случай был: пришла мамочка, у которой совсем недавно, летом, родился ребеночек, и просит его заранее записать в садик. Это и приятно, и обязывает.

Убеждена, учреждения такого типа, как наше, очень нужны и всегда востребованы. Взять только один момент - переход от детсадовских занятий к урочной системе. Нашим первоклассникам этот непростой этап дается гораздо легче, чем в обычной школе. Ребята лучше адаптируются к новым условиям, ведь их окружает привычная среда, успешнее осваиваются в новой роли ученика, комфортнее себя чувствуют. Это и большая социальная поддержка семьи.

Людмила ГРИШКИНА, директор школы №3, город Пикалево, Ленинградская область:

Жаль рушить построенное

Трудно решается кадровый вопрос в детских садах. Нехватка специалистов сказывается на подготовке ребятишек к школе. К примеру, три воспитателя на две группы не могут обеспечить необходимую подготовку к учебному процессу. Нас это очень волнует. Наша школа принимает детей в пятый класс, потому что начальная школа существует на базе детского сада. Сегодня мы получаем хорошо подготовленных ребят не только в учебном плане, но и в плане воспитания. Сотрудничество педагогов детских садов и школ, в частности, в нашем городе достойно подражания. У нас общие планы работы, повышение квалификации. В системе образования города принято, чтобы учителя первых классов целый год работали с подготовительными группами детских садов. Здесь происходит взаимное знакомство, изучение, и если наша школа, к примеру, делает упор на развитии личности ребенка, то нам интересен маленький человек не только в плане обучаемости, но и в плане его культурного роста. Не хотелось бы, чтобы из-за сокращения численности педагогов детских садов выстроенные отношения разрушались.

Что еще хотелось бы отметить: мы не рассматриваем систему образования как ступенчатую. Мы связаны в единое звено - и дошкольные образовательные учреждения, и школы, и система дополнительного образования.