Впрочем, есть примеры удачного взаимодействия вузов и предприятий, в результате которого довольными остаются все три стороны: молодой специалист, работодатель, вуз. Как говорит Михаил Шестопалов, заместитель проректора по научной работе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ, тема взаимодействия вузов с предприятиями уже давно разрабатывается в университете.

- Она стоит во главе всех направлений, связанных с взаимодействием с работодателями. По вопросам стратегического партнерства у нас разработана целая программа. Да, существует разрыв между той подготовкой, которую мы осуществляем, и требованиями предприятий к специалистам, однако идеала не было никогда: переходный период должен существовать, хотим мы этого или нет. Другое дело, что мы пытаемся сделать адаптацию специалиста более безболезненной. Например, с ФГУП «НИИ «Вектор» мы создали огромное количество форм взаимодействия, которые позволяют студента 3-4-го курса довести до уровня хорошего специалиста. Чтобы на выходе он был уже полностью адаптирован к работе конкретного предприятия. Наша задача - создать условия для взаимодействия, и инновационный проект, который мы представили в рамках нацпроекта «Образование», как раз и направлен на это. Поэтому первоочередной задачей является взаимодействие с работодателем и подготовка тех образовательных программ, что востребованы сегодня на рынке труда. И главный акцент мы делаем на подготовке именно практико-ориентированных специалистов для соответствующих отраслей промышленности.

Работодатели идею совместных программ подготовки поддерживают, и, по словам Юрия Федюковского, помощника генерального директора ФГУП «НИИ «Вектор», есть два выхода из ситуации: воспитывать своих специалистов или скупать их. А поскольку свободных высококвалифицированных инженеров на рынке днем с огнем не сыщешь, то предприятия вынуждены контактировать с вузами.

- Мы стали заниматься проблемой подготовки специалистов давно. Была тенденция ухода специалистов от нас через некоторое время работы, но сейчас ситуация переломлена. Мы стали активно вмешиваться в процесс целевой подготовки специалистов. Начали «прикреплять» студентов с 3-4-го курсов к предприятию по разным формам: создали базовые кафедры, мобильные инженерные группы, когда ребята, еще обучаясь, приходят на предприятие и выполняют конкретную работу. После этого у них нет желания идти в экономисты или бухгалтеры, а мы со своей стороны дополнительно стимулируем ребят хорошей зарплатой. Семь лет сотрудничества с ЛЭТИ позволило омолодить коллектив на десять лет и привлечь большой финансовый ресурс.

- Как вы, как работодатели, относитесь к бакалаврам?

- Нормально. Мне кажется, если не будет создаваться мнение, что бакалавр - это недоучившийся специалист, тогда можно будет работать. Мы в последнее время пришли к позиции, что бакалавр - это человек, который не хочет заниматься углубленной, теоретической научной деятельностью, а готов к инженерной практике, менеджерству. Это хороший специалист, с которым мы собираемся контактировать уже с третьего курса. Сегодня нам необходимо, чтобы человек знал физические процессы. «Вектор» занимается радиоэлектроникой, но часто приходят ребята, отлично знающие компьютер, но не знающие внутренние процессы, происходящие в нем. Поэтому мы более нуждаемся в радистах, чем в обрабатывающих специалистах. В этом плане мы будем обращать внимание именно на бакалавров.

Санкт-Петербург