- Мы глубоко ценим ваше стремление сохранять дружеские связи с альма-матер, - заверил участников форума его почетный гость, первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев. - Россия по праву гордится своими выпускниками. Национальные объединения выпускников действуют более чем в 70 странах и вносят огромный вклад в сохранение и пропаганду традиций российской культуры, укрепление дружбы и партнерства между странами. Мы рассчитываем на ваше заинтересованное участие во всех наших совместных проектах, в том числе в проходящем сейчас Годе русского языка. Отрадно, что и в наши дни российское образование по-прежнему востребовано, и главный фактор интереса к нему - его высокое качество. В современной России сегодня учатся свыше 120 тысяч студентов, аспирантов, стажеров из 160 стран мира. Причем география вузов, где они учатся, расширяется. Мы планируем увеличение стипендий для иностранных студентов и видим в этом свой государственный приоритет (на эти слова вице-премьера зал отреагировал долгими аплодисментами. - Ф.Т.). Планируем и дальше развивать сеть российских вузов за рубежом. Отрадно то, что у нас востребованы не только гуманитарные профессии, но и политехнические вузы.

Дмитрий Медведев пообещал последовательно решать вопросы, связанные с улучшением условий пребывания у нас зарубежных студентов, заверил, что Россия будет добиваться признания своих дипломов за рубежом, делать все возможное для развития лучших традиций образования и «беспощадно бороться с ксенофобией».

Прибывший на открытие форма министр иностранных дел Сергей Лавров сообщил о решении Президента России создать фонд «Русский мир», который бы способствовал поддержке отечественного образования и культуры за рубежом. Российские центры науки и культуры расширяют свою деятельность за рубежом (их всего 48), и есть решение президента о создании дополнительных центров в других государствах. Среди проблем, которые необходимо сейчас решать, Сергей Лавров отметил создание курсов русского языка, филиалов различных вузов в странах СНГ, оказание методической помощи в преподавании русского языка, организацию курсов повышения квалификации, в том числе и для преподавателей-русистов.

- В условиях глобализации русский язык - не только уникальное средство межгосударственного общения многих и многих миллионов людей, - отметил он, - но и стержень, который объединяет нации. Для соотечественников, которые живут за рубежом, это залог сохранения культурной самобытности, а для иностранцев, которые говорят по-русски, - возможность приобщиться к ценностям российской цивилизации. Ваши усилия по устранению языкового барьера сродни работе дипломатов, ведь общение с людьми дает дополнительные возможности для взаимообогащения культур, для диалога, особенно сейчас, когда на смену былой идеологической конфронтации приходит угроза межцивилизационного раскола. Укрепление позиций русского языка и культуры за рубежом вызывает все больший интерес общественности, и, думаю, что те, кто искренне интересуется русской культурой, формируют позитивное восприятие нашей страны.

Ряд программных положений, связанных с поддержкой русской культуры и образования, прозвучал в выступлении Виктора Садовничего, ректора МГУ, президента Российского союза ректоров.

- Наш съезд собрался накануне знаменательного события - 50-летия со дня запуска первого искусственного спутника Земли. Оно стало настоящим триумфом советской науки и системы образования. Затем в космос полетел и первый космонавт, Юрий Гагарин. Мы знаем, что американский президент, узнав об этом, чтобы наверстать упущенное, предложил своей стране программу развития образования начиная со школы с упором на математику и естественно-научные дисциплины. В то же время из многих стран в Советский Союз приехали на учебу молодые люди, привлеченные как авторитетом нашей страны, так и атмосферой научного поиска, благоприятного для развития дружбы между представителями разных народов. Я уверен, что никто не остался разочарован. Домой, на родину, вы вернулись, увозя весомый багаж знаний и ярких воспоминаний, дружбу, а порой и любовь. Успехи наших выпускников - лучшее свидетельство качества образования, полученного в России. Среди наших выпускников - выдающиеся государственные и политические деятели, ученые, преподаватели, врачи, космонавты, послы, театральные деятели. Что помогло вам стать состоявшимися и успешными людьми? Прежде всего ваш труд. Овладение русским языком стало величайшей вашей победой. В основе вашей профессиональной деятельности - образование, основанное на фундаментальной науке. Именно эта фундаментальность и высокое качество в свое время обеспечили нашей науке лидерство в мировом масштабе. Фундаментальное образование - это и основа для последующего обучения и переподготовки человека на протяжении всей жизни, что особенно важно в современном обществе с его небывалой скоростью изменений во всех сферах. Мы являемся свидетелями активного процесса интернационализации образования. Только за последние 15 лет МГУ закончили 4000 иностранных специалистов из более чем 90 стран. Важной частью международного сотрудничества в сфере образования становится присутствие ведущих российских вузов в форме филиалов и представительств за рубежом. Например, у МГУ в настоящее время уже четыре филиала: в Севастополе, в Астане, Ташкенте и Баку. Они работают по учебным планам МГУ, в них отличная инфраструктура, учебные корпуса, лаборатории. Ведутся переговоры по созданию филиалов в других странах. Мне кажется необходимой государственная поддержка ведущих российских вузов на территории других государств, создание условий для творческого роста их выпускников. К сожалению, медленно идет процесс формирования международных совместных программ с выдачей дипломов. Опыт взаимодействия МГУ с государственным университетом штата Нью-Йорк показывает, что обучение по нашим программам студентов других университетов дает не только знания, но и формирует отношения между странами. И такие формы взаимодействия прежде всего нуждаются в государственной поддержке стипендиями и грантами. Мне кажется, необходимо создать специальный фонд (и об этом сегодня говорилось) поддержки выпускников, которые получают квалификацию и получают переподготовку в России. Вовлечение в эту систему не только выпускников российских вузов, но и университетов других государств способствовало бы увеличению числа специалистов, которые могли бы с достоинством говорить о себе как о выпускниках российского вуза. После распада СССР стала очевидной неофициальная, глубинная общность его народов, связанных общим культурным пространством, сформированная русским языком... Было бы важно будущие форумы выпускников посвятить вопросам дальнейшего углубления гуманитарного сотрудничества стран, где они живут, чтобы там были открыты центры (я предлагаю назвать их именем Ломоносова - великого русского ученого) и чтобы они стали рычагами культурного и научного сотрудничества, центрами притяжения всех, кто интересуется русской культурой и наукой. Хочу подчеркнуть, что это сотрудничество должно быть «улицей с двусторонним движением», и возможностей для него немало. Пришла пора разработать систему, подчеркну, именно систему контактов, стажировок, чтобы в них участвовали и выпускники, и их дети.

В последующие дни форума состоялось несколько «круглых столов», где обсуждались вопросы обучения иностранных студентов в России. Они лишний раз показали, что это не узко ведомственное дело, а проблема, напрямую связанная с местом России в мире, его культурном пространстве, с престижем нашей страны.