Вложения в образование - это вложения в будущее, поэтому они самые выгодные

Образование - это исходная точка экономического и научно-технического прогресса, а степень развития образовательной системы напрямую влияет на его конкурентоспособность и дальнейшие перспективы. Сегодня важнейшей задачей образования является формирование жизнеспособной, профессионально подготовленной и социально активной личности, соответствующей всем требованиям современной жизни. В ее решении должна активно участвовать не только педагогическая общественность, но и все общество в целом.

Оренбуржье сегодня входит в число динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Развитие и совершенствование системы образования было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики областного правительства. Как известно, вложения в эту сферу - это вложения в будущее, поэтому они самые выгодные. За последние пять лет расходы бюджета области на эти цели возросли более чем в 2 раза и сегодня превышают 10 млрд. руб. Это шестой показатель среди российских регионов. Вложенные средства обязательно вернутся - в лице талантливых ребят, молодой смены, которой предстоит развивать экономику нашего края.

В настоящее время региональная система образования включает в себя около 2400 образовательных учреждений, свыше 55 тысяч руководящих и педагогических работников, более 450 тысяч учащихся, воспитанников и студентов.

Подробнее остановлюсь на итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование», который позволил обеспечить поддержку лучших учителей, школ, внедряющих инновационные программы, талантливых представителей молодого поколения. Помощь оказывается тем, кто хочет и может эффективно работать, чья деятельность наиболее полно отвечает современным требованиям и социальным запросам. В рамках национального проекта развиваются новые формы организации образовательного процесса, совершенствуются управленческие механизмы, рациональнее выстраиваются межбюджетные отношения. При этом главным критерием для нас является реальное улучшение положения учителей, повышение качественных показателей отрасли.

Приятно отметить, что к областным средствам добавилась серьезная поддержка из федерального центра - 330 млн. руб. только в 2006 г. На реализацию национального проекта в нашей области израсходовано уже около 600 млн. руб. В текущем году на эти цели область планирует выделить еще 270 млн. руб. Средства, согласитесь, немалые.

Говоря об итогах прошедшего учебного года, необходимо отметить, что в целом налицо тенденция к повышению практически всех показателей, характеризующих систему образования: увеличилось число медалистов (1205 чел.), сократилось количество учащихся, оставленных на второй год; улучшились результаты сдачи ЕГЭ: 7 выпускников получили от 95 до 99 баллов, а 10 человек - 100 баллов, из них 9 - по русскому языку и 1 - по математике. Это серьезный рывок вперед, ведь в прошлом году 100-балльников не было совсем, а высокие баллы имели всего 27 человек. Активно велось профильное обучение, им было охвачено более 12 тысяч школьников. Около 1000 учащихся 9-х классов приняли участие в эксперименте по новой форме итоговой аттестации. Увеличилось число победителей всероссийских и межрегиональных олимпиад, в прошлом году оренбургские школьники завоевали 20 различных дипломов.

Сделано, конечно, немало, но мы должны четко понимать, что время требует идти дальше достигнутых результатов, применять новые подходы в решении задач модернизации системы образования.

Правительством области принята целевая программа «Образование Оренбуржья на 2007-2010 годы», в которой определены приоритетные направления модернизации регионального образования на ближайшие 4 года.

Основой модернизации являются несколько ключевых направлений, без которых гарантий качественного образования просто не может быть.

Первое - это квалифицированные педагоги, мотивированные на результат деятельности. Второе - использование современного оборудования, средств обучения, новых технологий, значительно повышающих эффективность учебного процесса. Третье - комфортные и безопасные условия пребывания в школе. И наконец наличие полноценной развивающей среды общения учащихся.

В связи с этим задача Министерства образования области, руководителей муниципальных образований - обеспечить создание таких условий посредством внедрения грамотного нормативного финансирования учебных учреждений, развития образовательной сети, введения новой системы оплаты труда работников общего образования, расширения общественного участия в управлении образованием, развития региональной системы оценки качества полученных знаний.

К сожалению, в последние годы сокращается численность учащихся, что уже привело к закрытию 182 школ. Растет число малокомплектных классов. По области их около 1700. В России этот показатель равен 8 процентам. Количество малочисленных школ тоже увеличивается, в прошедшем учебном году их насчитывалось более 38 процентов. Стоимость обучения учащихся в них очень велика - от 140 до 160 тысяч рублей, поэтому, чтобы сохранить их, муниципалитеты перераспределяют субвенции и за счет школ с большей наполняемостью содержат малочисленные. Это не всегда правильно.

Требования к образованию постоянно растут, и наша задача - создать условия и равные возможности для получения качественного образования как в городе, так и на селе. Поэтому мы принимаем меры по созданию во всех муниципальных образованиях (в том числе сельпоссоветах) опорных базовых школ, ресурсных центров, в которых должны быть сосредоточены лучшие учебно-материальные и кадровые ресурсы. В эти школы должен быть обеспечен подвоз всех учащихся, желающих получить образование более высокого качества.

Конечно, при этом в области останется некоторое количество малочисленных школ, для нормальной работы которых надо будет создать особые финансово-экономические условия (другой норматив, поправочные коэффициенты), но таких учебных заведений должно быть немного. Для их существования необходимо подготовить соответствующую региональную нормативную базу.

Модернизация системы образования не должна осуществляться в ущерб интересам наших граждан. Ее развитие будет основываться на принципе: каждый учащийся, вне зависимости от места проживания, должен получать образовательные услуги стандартного качества и объема.

Затрону еще один важный вопрос. Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, должен быть уверен, что он находится в безопасной и комфортной среде.

В области, по сравнению с прошлым годом, сократилось число «неблагополучных» школ. Однако сегодня в 20 образовательных учреждениях ряд помещений и элементы конструкций зданий находятся в предаварийном состоянии и требуют капитального ремонта, 500 образовательным учреждениям необходим основательный ремонт.

Правительство области ежегодно находит средства для финансирования приобретения учебников.

К сожалению, в годы российских реформ появилось немало новой учебной литературы, авторы которой просто запутывают учителей и учеников. По-разному оцениваются исторические события, искажаются некоторые факты. Все это не способствует патриотическому, нравственному воспитанию учащихся, формированию духовных ценностей и культуры умственного труда. Например, в учебнике Загладина Н.В. «20 век» на изучение истории Великой Отечественной войны отводится всего 5 часов.

Известно, что создание соответствующих условий пребывания детей в школе - это целый комплекс мер, в том числе и организация школьного питания. В прошлом учебном году за счет компенсационных выплат горячее питание получали 80 процентов учащихся. Однако нас беспокоят не только оставшиеся 20 процентов школьников, но и качество этого питания. Зачастую учащимся в школах предлагают лишь булочку и чай, что не соответствует их возрастным потребностям. Такой подход к делу надо менять, так как организация школьного питания напрямую связана с сохранением здоровья детей, улучшением демографической ситуации в регионе.

Органами исполнительной власти на местах разрабатываются муниципальные программы, в которых предусматривается их доля средств в организации горячего питания школьников, принимаются меры к укреплению материально-технической базы пищеблоков, созданию территориальных базовых предприятий по подготовке кадров для школьных столовых.

Важно, чтобы к реализации программ по улучшению школьного питания были привлечены местные сельхозпроизводители.

Помимо питания учащихся самое пристальное внимание уделяется проблемам организации медицинского обслуживания детей и подростков в образовательных учреждениях. Оборудованные медицинские кабинеты есть только в каждой четвертой школе области, а медработник лишь в каждой третьей. Большая часть школьных медкабинетов не имеет лицензии на оказание услуг.

Мы всячески поддерживаем практику самого широкого распространения опыта школ, где педагогические коллективы активно реализуют программы по сохранению здоровья учеников. Введение третьего урока физической культуры, регионального экзамена по физкультуре, активное развитие физкультурно-спортивного движения школьников - «президентские состязания», проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий, работа специальных медицинских групп с учетом состояния здоровья детей, создание центров здоровья школьников - это конкретные шаги, позволяющие активнее привлекать детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, а следовательно, сохранять и укреплять здоровье.

Мы уделяем особое внимание созданию и укреплению спортивно-материальной базы образовательных учреждений, муниципальных образований. В области многое делается для социальной поддержки педагогов: сохранены ранее действующие региональные надбавки, выплачивается дополнительное вознаграждение за классное руководство, оказывается существенная поддержка лидерам образования. Тем не менее вызывает большую тревогу, что молодежь неохотно идет работать в эту сферу, и вся тяжесть педагогического труда лежит на плечах учителей с большим стажем.

В настоящее время принципиальную роль играет качественное изменение системы подготовки педагогических кадров, умение владеть компьютером и информационными технологиями. К сожалению, далеко не все педагоги используют возможности компьютерной техники в своей повседневной работе. Пора осуществить переход к применению компьютерных технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин и перестройке учебного процесса.

Для этих целей в новом учебном году в образовательных учреждениях области начал внедряться программно-технический комплекс «Электронная учительская». Реализация этого проекта предполагает создание образовательных порталов, дистанционное методическое сопровождение учебного процесса. Идет активное подключение школ к интернету.

Есть и еще одно поле деятельности для различных общественных институтов - это работа с семьей. Конечно, никто не снимает ответственности с педагогов за воспитательную работу с учащимися и их семьями, а скорее наоборот - назрела необходимость усилить ее поддержкой со стороны общественности. Напомню, что 2008 год объявлен Годом семьи.

Нельзя забывать, что мы в ответе за нашу молодежь и обязаны помочь ей сделать правильный жизненный выбор, воспитать из них патриотов страны.

Еще один важный вопрос - дошкольное образование, которое является одним из приоритетных направлений демографической политики страны. В области более 800 учреждений дошкольного образования, их посещают свыше 70 тысяч детей. Но спрос на услуги дошкольного образования постоянно растет. Решая эту проблему, мы внедряем новые формы предоставления услуг дошкольного образования, в первую очередь - создаем группы кратковременного пребывания детей. Для организации таких групп используются высвобождающиеся помещения в школах, тем самым расширяется спектр социальных и образовательных услуг, предоставляемых населению. Родителям возмещается часть затрат на оплату детского сада.

2007 год объявлен в Приволжском федеральном округе Годом молодежи. Главным направлением работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание наших юных граждан. В области принимаются меры по расширению сети музеев на базе образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и школ, поисковых отрядов и объединений, возрождаются почетный караул «Пост №1», тимуровское движение.

Сейчас серьезную обеспокоенность вызывает дефицит квалифицированных специалистов рабочих профессий. Не случайно в 2007 году в национальном проекте «Образование» появилось новое направление - государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в образовательных учреждениях начального профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

Говоря о модернизации высшей школы, нельзя не остановиться на проблемах гуманитарного образования. Как вы знаете, 2007 год объявлен Годом русского языка. Сегодня мы должны подумать о том, как нам в дальнейшем укреплять взаимодействие, согласованность школьного и вузовского гуманитарного образования, более эффективно воспитывать нашу молодежь, как возвращать уважение к нашим национальным гуманитарным ценностям, поднимать престиж русской культуры в нашем крае.