В процесс обучения включались психологический тренинг по знакомству и сплочению команд из состава отдыхающих молодых специалистов, анкетирование, создание поля проблем и их анализ, подготовка докладов и их обсуждение, конкурс идей-решений. Участники семинара с энтузиазмом участвовали в занятиях «Навыки эффективного общения», «Разрешение конфликтов», «Взаимоотношения педагога с детьми и родителями», «Внутренний мир педагога» и др.

Подводя некоторые итоги семинара, можно сказать, что коллективный разум 250 плодотворно отдыхающих молодых учителей выявил наиболее значимые проблемы. Первая из них - отсутствие реально действующей системы наставничества. Поэтому молодые специалисты предлагали, для того чтобы создать эффективную систему наставничества, повышать коммуникативные навыки молодых специалистов, использовать коллективный договор во взаимодействии молодых специалистов и администрации, в том числе контроль за предотвращением противоправных действий сторон, привлекать психологов, педагогов-новаторов для адаптации молодых специалистов в коллективе, создания удобной правовой и методической информационной базы и другое.

Информация к сведению

Молодые педагоги предложили несколько идей и решений по проблеме наставничества. Они считают необходимым практиковать наставничество на базе вузов и окружных профсоюзных организаций, ввести институт приходящих наставников (частный по найму, договору, приглашению).

Выдвигая и обсуждая эту важную проблему, участники семинара отметили трудности во взаимодействии с более зрелыми и опытными педагогами, которые часто отказывают в помощи молодым по разным причинам. Некоторые опытные педагоги воспринимают молодых специалистов как конкурентов. Многие молодые педагоги считают некорректным распределение учебной нагрузки, то, что некоторые несостоявшиеся наставники выражают сомнение в профессионализме молодых, а некоторые наставники просто не хотят делиться своим опытом.

Участники семинара отметили недостаточный объем методической базы в школах и других детских образовательных учреждениях, необходимой им для освоения профессии на практике. В связи с этим была выдвинута идея создания системы коучинга, которая уже существует на базе МГППУ.

Еще одна значимая проблема для молодых специалистов - социальный статус учителя в современном обществе. Молодые педагоги считают его неоправданно низким. Отсюда задача, поставленная ими, - повышение статуса педагога. Обсуждая эту задачу, участники семинара рассматривали ее в разных аспектах, уделив особое внимание повышению социального статуса молодого педагога. Для этого, по их мнению, необходимо создать привлекательный образ учителя, сформировать его успешную жизненную позицию, дать ему возможность овладеть навыками самопрезентации.

Молодые считают важным проведение открытых мероприятий по представлению новаторских разработок, обмену опытом на семинарах и ТСО, активное участие в жизни школы, детского сада.

Особое место в рекомендациях занимает такая позиция, как ответственное выстраивание благополучных межличностных отношений с коллегами, родителями и учениками (воспитанниками).

Повышение статуса педагога в нашем обществе невозможно без реформирования государственной политики в области образования. Участники семинара были единодушны в том, что необходимо вывести заработную плату работника образовательного учреждения на конкурентный уровень. Они считают, что отбор персонала в учреждения образования должен проходить на конкурсной основе, а материальная стабильность и защищенность должны обеспечиваться за счет совершенствования социального пакета.

Важный момент, отмеченный исследователями, - повышение уровня компетентности молодых специалистов на основе сближения программ подготовки специалистов в вузах с требованиями и потребностями школ и детских дошкольных учреждений.

Использование возможностей средств массовой информации и проведение кампаний - еще один путь повышения социального статуса педагогов. Это и освещение школьных праздников, конкурсов, реклама лучших образовательных учреждений. Это фильмы (сериалы) из жизни замечательных учителей. Это такие новые конкурсы среди педагогов, как «Самая красивая учительница», «Самая харизматическая личность», «Самый современный учитель». Оригинальным предложением стало создание специального тарифа сотовой связи - «Учительского».

Создание клуба «Позитивное учительство» - еще один шанс создать благоприятный имидж учителя, сформулировать Кодекс чести педагога. Идея создания клуба состоит в том, что в нем специалисты-психологи и имиджмейкеры будут проводить занятия по формированию имиджа педагогов, по овладению ими навыками самопрезентации и самомотивации. В рамках клуба и вне его было предложено организовать для молодых специалистов обмен опытом с иностранными коллегами.

По итогам работы семинара многие его участники отметили повышение личного интереса к своей профессиональной деятельности. Они сочли необходимым взять на себя ответственность за поиск нужной им информации, за совершенствование профессиональных навыков и личностный рост, за формирование позитивного отношения к своей работе. Таким образом, решение ряда проблем, выявленных в ходе семинара, оказалось по силам самим молодым педагогам.

С радостью и удовлетворением можно отметить, что некоторые молодые специалисты, планирующие уволиться из школ и детских садов, решили продолжить здесь свою работу. Мало того, они выразили готовность участвовать в разработке инновационных проектов.

Семинар был полезен - отметили в отзывах большинство его участников. Много новой информации получили молодые педагоги о профсоюзе, о возможностях его членов. Состоялся обмен опытом по программам и действующим проектам, осуществляемым советами молодых специалистов и профсоюзными организациями разных административных округов Москвы.

Таким образом, первый опыт проведения семинара позволяет рекомендовать примерную программу будущих занятий:

1. Основные понятия о возможностях профсоюзной организации в образовательном учреждении. Правовые аспекты деятельности молодых специалистов. Каналы получения правовой и методической информации.

2. Формирование позитивного отношения молодых специалистов к работе.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Управление временем (таймменеджмент).

5. Управление стрессом (стрессменеджмент).

6. Развитие творчества и актуализация профессионального интереса через деловые игры и актуальные темы.

Считаю, что чрезвычайно полезной будет организация последующей работы с активными участниками семинара по разработке инноваций.