Черное море, ласковое и теплое, согретое любовью тысяч людей, которые приезжают сюда на отдых. Но для нас этим летом отдых на Черноморском побережье стал особенным. Мы - это педагоги из Москвы, пятьдесят молодых специалистов из школ и детских садов Центрального и Юго-Западного округов столицы. Тринадцать солнечных, веселых и полезных дней в пансионате «Дубрава» подарили нам Департамент образования и Московский горком профсоюза.

Профсоюз разработал программу нашего отдыха и обучения, привлек к занятиям замечательных психологов Людмилу Михайловну Абрамову и Марину Юрьевну Гладышеву.

Профсоюзный семинар включал в себя занятия, деловые игры, тренинги, исследования, которые мы проводили под руководством психологов.

Начался семинар со знакомства. Мы разделились на группы по первой букве имен: Ани, Аллы, Алексеи и так далее, выяснили, кто под каким знаком зодиака родился, узнали многое другое о наших коллегах, а потом каждая группа устроила свою мини-презентацию. В результате этой и других игр мы образовали четыре команды.

Нам предстояла игра «Веревочка». Попробуйте взяться вдесятером за одну веревку и, не отрывая рук от веревочки и не передвигая их, завязать на веревке узел посередине. Да такие игры не только знакомят, но и сплачивают!

Надо сказать, что игры и другие, более серьезные занятия проходили у нас после восьми вечера. А днем мы отдыхали по полной программе. Для молодых специалистов были организованы прекрасные экскурсии. Особенный восторг вызвала поездка на водопады «Псыдах» и «Шапсуг». Мы побывали в адыгейском поселении, где нас познакомили с особенностями жизни, культуры, традиций этого замечательного древнего народа. Все насладились волшебным круизом по Черному морю, целебными грязевыми ваннами, не обошли стороной и домик винодела. Но лучше всего был, конечно, костер с шашлыками, песнями. Среди нас нашлось немало талантов.

«Дубрава» помогла нам образовать педагогическое братство. Впрочем, многие из нас уже были хорошо знакомы. Ведь все мы - члены окружных советов молодых педагогов, многие входят в городской совет. В поле зрения советов почти 6 тысяч молодых специалистов. Советы помогают молодым педагогам адаптироваться в школе, детском саду, проводят специальные семинары, встречи с руководством отрасли, с коллегами из других регионов страны. Советы оказывают правовую поддержку, организуют поездки и экскурсии и многое другое. Главные кураторы советов, опора молодых специалистов - Департамент образования и горком профсоюза.

С подачи наших психологов мы учились устанавливать положительные контакты. Сгруппировавшись по три-четыре человека, мы изображали представителей разных профессий - учителей, врачей, детей, бомжей, милиционеров и даже проституток. Задача - познакомиться как можно с большим количеством людей и продвинуть свою продукцию, такие вот реклама, промоушен. Самыми контактными и успешными оказались продавцы мороженого, немного отстали от них страховые агенты. Разбор полетов по итогам этой игры дал нам много полезного - мы усвоили, что является главным при установлении контактов.

Еще интереснее стал для нас семинар под названием «Мужчина и женщина». Это был долгий разговор о межличностных контактах. Мы, конечно, изучали эту тему по курсу «Психология» в вузе, но на занятиях подзабытая теория заиграла новыми, живыми красками.

От теории мы перешли к игровой практике. В одной из игр мы, девушки, изображали жен, которые уже выбрали себе мужей из числа молодых людей нашей группы. Мужья якобы только что вернулись из далекого плавания, при этом они не знают, кто же их жены. Молодым людям предстояло это выяснить и найти «свою единственную» в строю наших девушек.

Кстати, в нашей учительской группе оказалось немало и представителей сильного пола. И это отражает перемены, произошедшие в гендерном составе нашего педагогического сообщества. В последние годы в образование приходит все больше мужчин. В некоторых школах они уже составляют до трети педагогического коллектива.

Это связано с тем, что работа педагога становится все более престижной в Москве, растет заработная плата, совершенствуется педагогический процесс. В немалой степени притоку молодых способствует возможность взять дешевые кредиты, получить квартиру на правах аренды, то, что в постановке на очередь, распределении жилья активно участвует профсоюз.

Накануне самого ответственного этапа семинара - «Модель школы будущего» - нам всем дали «домашнее задание»: провести социальный опрос, буквально не отходя от пляжа. Задача опроса - определить главные проблемы в учебном процессе для школьников, родителей и молодых специалистов.

Каждая команда выделила проблемы, вынесла их на обсуждение участников семинара и отстаивала свою точку зрения по их решению, отвечая на многочисленные вопросы. Был выделен и круг проблем, отмеченных всеми участниками семинара. Самое интересное, что большая часть выявленных проблем может быть решена самими молодыми педагогами, было бы желание.

Зная проблемы, предложив способы их решения, можно было приступить к проектированию школы будущего. Большинство участников семинара были работниками средних образовательных учреждений, поэтому им было особенно интересно поучаствовать в разработке модели «школы будущего». Мы назвали ее школой радости. Должна сказать, что все четыре команды оказались на высоте. Строгое жюри единогласно признало это.

На первый взгляд задание показалось очень сложным, но мы смогли его выполнить, потому что успели сдружиться, к тому же почти все имеем определенный опыт участия в профессиональных конкурсах. Это и «Педагогический дебют», и «Поколение будущего», и «Молодые - молодым», «Воспитатель года», и другие. Замечу, что в проведении этих конкурсов нам помогает профсоюз. А организация некоторых из этих мероприятий почти целиком лежит на его плечах.

Как жаль, что семинар так быстро закончился. Но мы уверены: нас ждут новые профессиональные конкурсы, поездки, праздники и встречи с ровесниками из других регионов. Ведь все эти мероприятия входят в совместные программы образовательных и профсоюзных структур, советов молодых специалистов.